Маркус Рашфорд осуществил свою мечту – получил возможность присоединиться к Барселоне.
Каталонцы давно им интересовались. Еще в 2019 году, когда Рашфорду было 21, Барса спрашивала подписать его. Тогда Манчестер Юнайтед оценивал игрока в 100 миллионов фунтов стерлингов, и переговоры никуда не привели, что, впрочем, было вполне ожидаемо. Но если не попробуешь – не узнаешь. Впоследствии интерес возобновился, когда с 2022 по 2023 год спортивным директором Барселоны был Хорди Кройф, бывший футболист Юнайтед. И хотя получить воспитанника манчестерской академии тогда тоже считалось скорее миссией невыполнимой, чем просто сложной, некоторые разговоры все же были.
Когда в сезоне-2022/23 команды встретились в двух ярких матчах Лиги Европы, ставших кульминацией эпохи тен Гага в Юнайтеде, тогдашний тренер Барсы Хави считал Рашфорда самым опасным игроком соперника.
Впоследствии тен Гага была уволена, а позиции самого Рашфорда пошатнулись. И в этом даже есть плюс для 27-летнего игрока: его больше не давит тяга завышенных ожиданий — никто не ожидал от него уровня Месси в лучшие годы. Следовательно, перед ним действительно была большая возможность перезапустить карьеру. Он должен быть максимально мотивирован, чтобы воспользоваться ею и доказать неправоту тем, кто в него уже не верит.
Факт, что ни один клуб из топ-лиг не захотел платить за Рашфорда внушительную сумму, свидетельствует о потере интереса к нему. Во второй половине прошлого сезона он играл в аренде за Астон Виллу и забил шесть голов – результат не провальный, но и не впечатляющий. Однако эта новая аренда может оказаться выгодной для всех. Юнайтед уменьшает расходы на зарплату одного из самых оплачиваемых футболистов (сам Рашфорд пошел на понижение оклада, чтобы сделка состоялась), а в будущем может получить 26 миллионов фунтов за полноценный трансфер – смешная сумма для игрока такого уровня, если он покажет себя с лучшей стороны.
Барселоне еще нужно найти средства, чтобы зарегистрировать Рашфорда, но если это удастся – у него появится именно тот шанс, в котором он так нуждается. Барса – топ-клуб. У него будет возможность сыграть в Эль Классико, в Лиге чемпионов, и вообще чаще владеть мячом, чем это было в Премьер-лиге в составе Виллы, ведь для каталонцев атака – ключевой элемент игры.
Фанаты действующего чемпиона Испании воспримут трансфер с энтузиазмом. Им не удалось подписать главную цель – Нико Уильямса из Атлетика, а Ливерпуль отказался продавать Луиса Диаса. Так что Рашфорд стал логичной и экономной альтернативой: трансферная плата пока не нужна.
Да, зарплата будет солидной – но Барса к этому привыкла. К примеру, в 1986 году они повысили зарплату Марку Гьюзу в девять раз, когда он перешел с Юнайтед. Правда, сам Гьюз признавался, что уехал в Испанию только ради денег и не смог адаптироваться: чувствовал себя одиноким, замкнутым, почти все свободное время спал. А вот Гарри Линекер, присоединившийся к Барсу в тот же период, выучил язык, открыл для себя новый мир и завел друзей на всю жизнь.
Кроме того, высокая зарплата может частно компенсироваться благодаря продаже клубного мерча, если англичанин сыграет. Британские туристы – важная часть аудитории, которую Барса активно привлекает, в частности, из-за продажи дорогих билетов на матчи. И за последние 10 лет в магазинах Манчестер Юнайтед только футболок с фамилией Криштиану Роналду на спине было продано больше, чем Рашфорду.
Нападающий присоединяется к одному из сильнейших клубов мира – команда в прошлом сезоне сыграла 60 официальных матчей, завоевала три трофея и забила 174 гола. Но в Барселоне не стали бы подписывать его, если бы не видели в нем потенциала. Там считают, что это атлетический, технический и универсальный игрок, который может сыграть на трех-четырех позициях и приносит результат.
Рашфорду придется самостоятельно доказывать, что он звезда - как это в свое время делал Дэвид Бекхэм, когда перешел из Юнайтед во второй гранд испанского футбола - Реал. Его новые партнеры сначала полагали, что англичанина пригласили только для продажи футболок, но впоследствии оценили его за трудолюбие и преданность делу.
За пределами поля Барселона – один из самых удобных городов в мире. Каждый день между Манчестером и каталонской столицей летают многие рейсы – ими активно пользуются, в частности, и руководители Манчестер Сити.
Жизнь в Барселоне, обычно к югу от города — ближе к Средиземному морю и аэропорту, может стать глоток свежего воздуха для футболиста, которому нужно изменить обстановку. Уход из Манчестера и избегание той волны негатива, сформировавшейся вокруг Рашфорда (его отношения с Юнайтед и большинством фанатов серьезно испортились — хотя были и веские причины), может помочь. Но главное — показать, что он действительно хочет наладить связь с фанатами Барса и местными СМИ, что он нормальный человек, открытый к каталанской культуре.
СМИ также оказывают серьезное влияние — они существенно отличаются от британских, к которым привык Рашфорд. Илкай Гюндоган, например, после перехода летом 2023-го из Ман Сити в Барсу почти не взаимодействовал с прессой и за это получил немало критики. Когда же стали открытее себя проявлять, отношение к нему существенно изменилось — в лучшую сторону. Имя – не щит: здесь мало терпят непрофессионализм, а уровень контроля и давления будет безумным.
Со времен Гарри Невилла, почти десять лет назад неожиданно возглавившего Валенсию, никто из Манчестера не отправлялся на Пиренеи под таким микроскопом.
"Они заставили наших британских журналистов выглядеть как котят", – вспоминал Марк Гьюз в своей автобиографии. Бывший звездный нападающий Юнайтед быстро почувствовал, что каталанские СМИ пытаются настроить фанатов против него, чтобы ударить по организовавшего трансфер президенту.
Хьюз не очень страдал из-за того, что писали на испанском - он просто не понимал язык. Больше его волновало то, что все это быстро доходило до британских медиа, и ситуация превратилась для него в настоящий ужас.
Не все было просто и у других англичан. Терри Венейблз и Бобби Робсон, тренировавшие Барсу в разное время, тоже имели сложные отношения с клубом — несмотря на определенные успехи. Это часть действительности самого политического клуба в футболе. Но история помнит их – так же, как и Линекера – с уважением.
Теперь свой случай имеет Рашфорд. Все готово к большой сцене. К завершению его аренды Камп Ноу может быть почти готовым после реконструкции — и перед ним откроется перспектива играть перед самой большой аудиторией в Испании: у стадиона будет 105 тысяч мест.
В виде Флика он получает тренера, который говорит по-английски – и что, возможно, даже важнее – действительно хотел видеть его в команде.
Спортивный директор Барсы Деко тоже был заинтересован. Как уже упоминалось, клуб давно следил за Рашфордом. А Юнайтед, в свою очередь, был рад как можно скорее завершить переход.
Учитывая все обстоятельства, Маркус вряд ли мог мечтать о лучшей возможности.