«Вейле», «Гонвед», «Куусюси», «Андерлехт» и «Барселона». Внимание, знатоки, вопрос: «В каком турнире клуб прошел такой путь?»
Думайте не очень долго, потому что это Лига чемпионов-1985/86 и движение до главного матча румынского «Стяуа». Каталонский клуб, который вершил путь румынов в турнире, прошел «Спарту» (Прага), «Порту», «Ювентус» и «Гётеборг».
В годы, когда в Лиге чемпионов реально играли чемпионы, такой путь не был чем-то необычным. В равной степени соперниками «Стяуа» могли стать и болгарская «Тракия» и ленинградский «Зенит». При этом клуб из северной столицы был в одном шаге от встречи с румынским чемпионом в четвертьфинале, но влетел финскому «Куусюси» по сумме двух матчей.
Финал между «Стяуа» и «Барселоной» казался предрешенным. Испанский клуб убрал в четвертьфинале мощнейший «Ювентус» с Платини и Лаудрупом, а в полуфинале камбэкнул с 0:3 в первом матче против «Гётеборга». В ответной встрече хет-триком отметился Пичи Алонсо, а в серии пенальти каталонцы пересилили оппонентов с минимальным перевесом – 6:5.
Была серия пенальти и в финале, да такая что потом вошла в историю. Мало того, она до сих пор остается единственной послематчевой серией за 121-летнюю историю «Барселоны», которую она проиграла.
После 120 минут полевые игроки были серьезно вымотаны, но вратари сохраняли трезвость внимания и прыгучесть. Разница в их форме в конкретный момент проявилась в первых четырех ударах – киперы парировали все выстрелы с точки. Первым неудачную серию прервал центрфорвард «Стяуа» Мариус Лэкэтуш, и по сути он же обеспечил румынам победу. Герой полуфинала Пичи Алонсо смазал и третий удар каталонцев. Гаврил Балинт пробил точно, а окончательно серию «блауграны» очернил Маркос Алонсо.
Хельмут Дукадам в 2009-м году рассказал УЕФА, как это было: «Первый пенальти пробивал их капитан Алексанко. Я пристально посмотрел на него и по движению его тела предположил, что удар будет нанесен в правый от меня угол. Я замер в ожидании удара и вытащил мяч именно из правого угла. Второй пенальти был уже вопросом психологии – я просто поставил себя на место бьющего. Педраса, возможно, подумал, что раз я вытащил мяч справа, то теперь буду прыгать влево. Я знал, что он мог подумать именно так из-за того, что вратарь «Барселоны» Уррути также сначала отбил мяч после удара Мажару в свой левый угол, а затем справился с попыткой Бёлёни, который пробил в противоположную сторону. Так что же я сделал? Я снова прыгнул вправо и отбил мяч, несмотря на то, что это был лучший удар из всех попыток «Барсы». С третьим пенальти было уже проще. Логично, что очередной оппонент решит, что раз голкипер дважды прыгал вправо, то теперь наверняка предпочтет другой угол. Вот Алонсо и пробил вправо, и я отбил мяч, правильно предугадав развитие событий во второй раз. Четвертый пенальти для меня был самым сложным, так как я действительно не знал, что делать. Вновь прыгать вправо или все-таки сменить направление? И я поставил себя на место Маркоса. Вероятно, он думал так: раз вратарь трижды прыгал в правый угол, значит он жестко выбрал этот вариант и ничего менять уже не будет. В результате я сделал ставку на то, что пенальти будет пробит в левый угол. И когда Маркос только замахивался для удара, я уже начал движение в нужном направлении».