Буэнос диас, Кулес! Что мы знаем о ирландцах? Они борются за свою независимость, любят выпить виски и запить пивком, гоняются за пятилистным клевером и не против украсть горшок с золотом у лепреконов. Эти ребята не против набить морду паршивцу, матерятся как матросы и уходят в алкогольный астрал во время празднования Дня Святого Патрика. В общем, народец как минимум веселый, если уж в голове у нас засело так много стереотипов об их жизни. Казалось бы, где это Ирландия, а где Испания… А что, если мы Вам скажем, что в истории Барселоны был свой собственный Святой Патрик, который буквально спас клуб от исчезновения. А для затравки еще и добавим, что он именно стал первым ирландским капитаном в истории Манчестер Юнайтед, а вскоре привел Бетис к единственному в их жизни чемпионству в Премьере. Ну что, мы Вас заинтересовали? Тогда начинаем.
И так знакомьтесь. Это Патрик О’Коннелл. Родился он в столице Ирландии в 1887, но вскоре футбол ему помог убежать с Дублина. То ли пивной перегар от работников заводов, то ли общая серость и суровость давили на парнишку из промышленного завода. Но когда его талант увидели и оценили в Белфасте, он сразу же упаковал чемоданы, засунул трубку в карман пиджака и выдвинулся в путь.
Селтик оказался всего лишь перевалочным пунктом, а перевалит пришлось в Англию. Но играть часто как-то не получалось. Не то что бы Патрик не был гением. Он им был, но его футбольное кунг-фу опережало свое время. Тогда ценили крепких амбалов, которые не только разбросают защиту, но и коня на скаку остановят и в горящий паб за бочкой пива сгоняют. А маленький и щуплый о’Коннелл только то и мог, что вызывать улыбки своими неожиданными взмахами ног и смешным перекатыванием мяча между ног соперника. Сначала тренер Шефилда, потом наставник Халл Сити задавались вопросом – нахрена им вообще такой игрок. Патрик вроде бы и выходил в старте с каждым разом больше, но особых надежд на его не возлагали.
А даром. Ведь как показал Чемпионат Британии среди сборных, О’Коннелл был еще тем чертовым гением. Его долго не хотели призывать в ряды национальной команды Ирландии, но таки надумались. И не прогадали. В результате ирландцы обыграли Уэльс и шокировали Англию, победивши в турнире. Пока остальные англичане отходили от шока, заваривая чаек с молоком, руководство Манчестера подсунуло Патрику с утра холодную бутылочку пивка и перспективный контракт.
Не прошло и года, а у О’Коннелла дела идут лучше всех. Его игра нравится публике, а тренер доверил ему капитанскую повязку. Правда, из Патрика капитан был видать так себе, или команда собралась унылая. Ведь как еще объяснить последнее место в турнирной таблице? МЮ находился на грани вылета. И мы бы наверняка не писали бы сейчас текст о этом футболисте, если бы не Первая Мировая. На материке она уже давно набрала обороты, но островная Великобритания, как и полагается светским дамам, все еще пудрила носик. Футбол, футболом, а кушать то как-то надо. Вот и надумались игроки МЮ и Ливерпуля в решающем матче сезона скатать договорняк. Как говорится, то, что нам сейчас продают как Северо-западное дерби, начиналось с банального желания нажиться. Игроки Ливерпуля не боялись последствий, ведь вскоре чемпионат поставят на паузу из-за войны. А потому три хитреца из МЮ и четыре мерсисайдца поставили на точный счёт. И уж не понятно, как так получилось, но МЮ выиграл с этим самым нужным для этих парней счетом 2-0. Фанаты сразу заметили подставу. А чиновники быстро нашли виновных и пожизненно отстранили от футбола. Патрика среди виноватых не оказалось, но сами понимаете капитан команды оказался под подозрением.
Война закончилась, и чемпионат вернулся. Но в сезоне 1919-1920 практически никто не хотел связываться с О’Коннеллом. С большим трудом он устроился играющим тренером в скромную команду. Денег футбол приносил мало, ирландцу приходилось туго. Внутренние переживания все больше отдаляли его от семьи. И в какой-то момент Патрик исчез.
Что бы объявится в начале тридцатых годов прошлого столетия на посту тренера сантандерского Расинга в Испании. За семь сезонов из унылого полулюбительского клуба Патрик вылепил конфетку. Расинг завоевывал кучу региональных трофеев и добился права участвовать в розыгрыше Премьеры.
В 1931 ирландец решил, что Расинга с его хватит и пошел тренировать Бетис Баломпе. Сейчас этот вот Баломпе называют не иначе как Реал Бетис, который подарил Барсе Кике Сетьена. Всего за три года этот умник приводит Бетис к чемпионству. Первый и пока последний раз за историю клуба. Перед получением наград, в последнем туре случился интересный случай. Забавно, но соперником Бетиса в решающем матче стал именно сантандерский Расинг. Да-да, именно тот Расинг, который тренировал раньше Патрик. Но видите ли, какая досад -мадридский «Реал» отставал всего на одно очко от команды О’Коннелла, так что «Бетису» нужна была только победа, которой они и добились с уверенным счетом 5:0. Команда стала чемпионом Примеры, не имея ни одной звезды в составе. И это не смотря на то, что президент Мадрида обещал заплатить хорошие деньги игрокам Расинга, в случаи проигрыша Бетиса.
Конечно же, после такого щёлка по носу столичной команды, Патрика взяли на пост тренера Барселоны. В 1935 он принял учить каталонцев как играть в футбол. Но получалось так себе. Он дважды влетел «Реалу» в чемпионате со счетом 0:3. Каталонцы сделали ставку на Кубок Испании, в котором возили мадридцев, но пробили великолепного Замору лишь раз и отдали трофей – 1:2. О'Коннелл не думал сдаваться и строил большие планы на следующий сезон – помешала гражданская война в Испании. Опять эта война…
Летом 1936-го отдыхавший в Ирландии тренер получил письмо от президента «Барселоны» Хосепа Суньоля, в котором тот предостерегал Патрика от возвращения в Испанию. О'Коннелл прислушался, но когда узнал, что франкисты замучили и убили Суньоля, бесстрашно присоединился к команде. Гражданская война и не думала прекращается, а клубу надо было как-то сводить концы с концами. Региональные турниры не могли прокормить команду. Игроки теряли надежду, их семьи начинали голодать, сотрудники уже начались разбегаться кто куда. Казалось, что все… Барселоне, как футбольному клубу пришел конец. Сначала банкротство, а потом еще и отголоски войны полностью сотрут даже мелкие упоминания о столь великой команде.
Но ирландец наверняка когда-то нашел этот самый везучий клевер. О'Коннелл нашел выход – он созвонился с другом, каталонским бизнесменом Мануэлем Сориано, который в начале войны эмигрировал в Мексику. Патрик договорился с Сориано о проведении нескольких выставочных матчей «Барселоны» в Мехико и Нью-Йорке, и отплыл с командой в Америку. Каталонцы заработали 15 тысяч долларов – колоссальную по тем временам сумму. Чтобы деньги не украли, их перечислили на счет парижского банка – так великий клуб пережил один из самых сложных этапов истории.
Вот такая вот история. Печально, но сам игрок, который видел побеждал Англию будучи ирландцем, участвовал в договорняке между МЮ и Ливерпулем, привел Бетис к единственному чемпионству, узрел подлость Мадрида, увидел две войны и спас Барселону - умер в нищете. А если бы не его сын, то мы бы и вовсе забыли о Святом Патрике. Вот такие вот они, настоящих герои.