Филипп Лам закончил карьеру в 2017-м и стал . Теперь находит время и на сторонние занятия. Например, Филипп – автор еженедельной футбольной колонки про футбол в The Guardian.
На этой неделе он посвятил текст назначению Хави. На примере нового тренера «Барселоны» Филипп показал, как за последние 10 лет изменился футбол – и что перед Хави стоят максимально сложные задачи. И это несмотря на то, что «Барселона» выбрала одного из лучших кандидатов на роль.
Слово Ламу.
***
Хави вернулся. Назначив его тренером, «Барселона» хочет возродить былое величие. Благодаря технике и видению поля, Хави был топ-футболистом – и играл стратегически, думая сразу обо всей команде целиком. Он поддерживал партнеров: с ним всегда можно было обыграться, Хави создавал идеальные ситуации, всегда находил решения. Невозможно было оставить его без мяча – даже в окружении соперников.
На пике Хави его сборная была практически непобедима: подряд выиграла два чемпионата Европы и чемпионат мира. В финалах Евро он сделал 4 ассиста. Долгое время он доминировал и в Лиге чемпионов с «Барселоной»: выиграл титул дважды, еще раза доходя до полуфинала.
«Это была лучшая команда из тех, с которой я встречался», – признавался сэр Алекс Фергюсон после проигранного финала ЛЧ в 2011 году. Это была высшая точка тики-таки.
В полузащите Хави и Андрес Иньеста идеально дополняли друг друга: Хави был метрономом, а Иньеста продвигал мяч. Их разделение труда очень похоже на то, как сейчас действуют Лука Модрич и Тони Кроос – именно они с «Реалом» заменили «Барселону» в качестве ориентира в клубном футболе. Еще у Хави и Крооса идеальный дальний пас – еще одно сходство.
Хави идеально подходил философии «Барселоны». Хави, Иньеста, Карлес Пуйоль и Лео Месси – лучшие футболисты мира своего времени – воплощали идею Пепа Гвардиолы, что каждый может делать на поле все. Вместе они нашли баланс между атакой и обороной. Физические параметры не были важны: ни в обороне, ни в атаке.
Тогда я мог тоже перейти в «Барселону». Было бы потрясающе сыграть за одну команду с такими великими игроками. С одной стороны грустно, что я не воспользовался этой возможностью. С другой, я вырос в Мюнхене и всегда мечтал выиграть Лигу чемпионов с моим клубом – «Баварией». Я бы никогда не простил себе, если бы не поучаствовал в победе на «Уэмбли» в 2013-м.
«Барселона» была образцом для всего мира и в другом аспекте: в качестве спонсора на футболках был ЮНИСЕФ.
Но времена изменились. Тренеры потеряли часть влияния, а игроки еще сильнее определяют результат. Последняя победа «Барселоны» в Лиге чемпионов случилась еще в 2015-м. С тех пор они даже не выходили в финал. И запомнились скорее их громкие поражения: 2:8 от «Баварии», 0:4 от «Ливерпуля», 0:3 от «Ромы», 1:4 от «ПСЖ» и из недавнего 0:3 в Лиссабоне.
Это – обратная сторона стиля, требующего лучшую технику и высокий уровень интеллекта от каждого, но в котором физические параметры не очень важны. Иногда это бьет по тебе.
Стиль «Барсы» уже не такой привлекательный: все больше вопросов вызывают ситуации, когда команда владеет мячом больше 70% времени. Даже в 2010-м и 2012-м «Интер» и «Челси» запарковали автобус у ворот – и выбили «Барселону» в полуфинале ЛЧ.
Сегодня все выучили принцип «защищаемся всей командой за линией мяча». Против команды, защищающейся внутри собственной штрафной, технические решения уже не так эффективны. Атакующие команды теперь полагаются на физические параметры: рост при стандартах и скорость для контратак.
Футбол стал быстрее, энергозатратнее, ориентированнее на физику. Даже Гвардиоле пришлось адаптироваться в «Манчестер Сити»: его стиль до сих пор узнаваем, но он теперь играет в более оборонительный футбол.
У футбола новые герои: Трент Александер-Арнолд, Поль Погба, Винисиус Жуниор, Альфонсо Дэвис или Эрлинг Холанд. И они – атлеты, больше похожие на Усэйна Болта, чем на 170-сантиметрового Хави.
А Месси теперь играет в Париже. Футбол изменился и с экономической точки зрения. В 2011 году «Барселона» и «Реал» были клубами с самым большим оборотом средств в мире. Другие команды следовали за ними на приличном отдалении: «Манчестер Юнайтед» (тогда оборот был 365 млн евро), «Бавария» (320 млн евро), «Арсенал» и «Челси» (по 250 млн).
Сегодня же гигантские деньги вливают в самых разных уголках мира. В Европе уже больше 10 клубов, годовой финансовый оборот которых превышает полмиллиарда евро. Между тем, за топ-игроков теперь борются в два раза больше клубов. Множество команд теперь принадлежат очень-очень богатым владельцам – теперь этот список пополнился «Ньюкаслом».
Все эти новые потоки на футбольном рынке повлияли и на тренеров – их теперь тоже нанимают как звезд. Когда-то Арсен Венгер, Алекс Фергюсон и Йохан Кройфф стали символами своих клубов благодаря философии, которую они продвигали.
В Бундеслиге есть Кристиан Штрайх, который скоро отметит 10-летний юбилей у руля «Фрайбурга». А кто-то еще помнит Ги Ру, который тренировал «Осер» с 1964-го по 2000-й годы? Ру и Штрайха очень уважали в «Осере» и «Фрайбурге».
Но даже Юргену Клоппу понадобилось 4 года, чтобы завоевать титулы с «Ливерпулем». Тренерам сейчас редко дают время на работу – это скорее исключение. Два предшественника Хави на двоих проработали меньше двух лет.
В мире есть группа топ-тренеров – около десяти человек, таких как Маурисио Почеттино, Томас Тухель, Антонио Конте или Карло Анчелотти – которая раз в два-три сезона меняет места работы, ротируясь между клубами из Лондона, Мадрида, Парижа. Для них важнее создать комфортную атмосферу и найти общий язык со звездами.
Зинедин Зидан, выигрывавший с «Реалом» Лигу чемпионов три сезона подряд, однажды сказал: «Я не самый выдающийся тренер с точки зрения тактики». Но он руководил командой через атмосферу. Это сейчас стало решающим фактором – не долгосрочное развитие игровой философии. «Ливерпуль» для развития команды вообще полагается на статистику и искусственный интеллект.
У Хави есть нужная харизма. Мало кто так привержен идеалам «Барселоны», как он, кто также полно олицетворяет великие достижения прошлых лет. Сейчас Хави предстоит воспроизвести их в других обстоятельствах. И это – тяжелая задача.