В последние годы грустно смотреть на Барселону. Уже даже сложно вспомнить сезон, когда каталонцев боялась вся Европа. После ухода Гвардиолы запомнился яркий состав 2015-го, в котором Месси с Неймаром и Суаресом брали требл под руководством Энрике. После этого успеха зачастую казалось, что клуб движется по инерции. Несмотря на спад в игре и результатах, Барселона продолжает оставаться грандом мирового футбола. В любом матче с гранатовым цветом болельщики продолжают ждать волшебства и намека на возрождение былого величия. Каким образом футбольному клубу с каталонского побережья удалось достичь такой высоты? Ведь это не просто божественный талант Месси или невероятный тактический ум Гвардиолы, а целая философия, которая питает таланты Ла Масии и поднимает многих футболистов на новый уровень. Этот текст будет не про Кумана и его нынешний тренерский штаб, а про Кройфа, Райкарда, Михелса, того же Кумана в роли игрока и многих других людей, создавших каталонскую философию и претворивших ее в жизнь.
Философия тотального футбола
“Йохан Кройф разрисовал часовню, и с тех пор тренеры Барселоны реставрировали или улучшали её"(Пеп Гвардиола). Все началось в 1973-ем, когда в Каталонию приехала звезда непобедимого Аякса за рекордные 2 миллиона евро. В этот же сезон Барселона впервые за 14 лет выиграла чемпионат, а 27-летний голландец во второй раз получил золотой мяч. Кроме собственного таланта Кройф привез умение играть в тотальный футбол из Амстердама.
В начале 70-ых Аякс был главной силой Европы: клуб выиграл три Европейских Кубка подряд (прежде это удавалось только Реал Мадриду). Секрет успеха был разработан голландским тренером Ринусом Михелсом, который стал Стивом Джобсом в футбольной индустрии. Идея Михелса была не в том, чтобы усовершенствовать существующие решения, а в создании нового взгляда на игру и перестановки приоритетов.
В самом начале футбольной истории команды играли с расстановкой 2-3-5 и главным упором на атаку. С приходом правила офф-сайда вектор развития повернулся в противоположную сторону. На аванс-сцену вышла идея катеначчо (catenaccio с итальянского “замОк"), в которой акцент делался на защиту с расстановкой 5-3-2. Эта стратегия набрала популярности в середине 60-ых, когда “Великий Интер” (orig. “Grande Inter”) с Эленио Эррерой у руля выиграл два Кубка европейских чемпионов подряд. Смелая инновация Михелса под названием “тотальный футбол” стала ключом от итальянского замкА. Вместо поиска решений в прошлом или настоящем, голландец начал создавать новое будущее. Упор делался не на нападение или защиту, а на использование пространства. Главными принципами в концепте Михелса стали гибкость расстановки и динамичность игроков. “Если мяч у тебя, нужно сделать поле максимально большим, а если ты без мяча, нужно сделать поле как можно меньше” (Йохан Кройф). В такой системе важную роль стали играть не только атлетические, но и интеллектуальные способности игроков. Как говорил сам Кройф, “Футбол - это игра мозгами. Нужно быть в нужном месте и в нужное время”.
В 1974 году Михелс с Кройфом вывели сборную Нидерландов в финал чемпионата мира. Похоже, эта вершина стала пиком игровой карьеры Кройфа. Оранжевые обидно уступили Западной Германии 2:1, но игра сборной Михелса влюбила в себя многие сердца.
“Я любил нидерландский [футбол] 70-ых, они восхищали меня, и Кройф был лучшим. […] Он был в сердце революции с его футболом. Аякс изменил футбол и он был лидером этого всего. Если он хотел, то мог быть лидером на любой позиции” (Эрик Кантона).
Не зря говорят, что история идет по спирали. Возможно, читая предыдущие абзацы, у вас также в памяти всплыли моменты последних 20 лет. Непобедимая тики-така Гвардиолы, прочный замОк Моуриньо в Интере, финал ЧМ в Бразилии, методы использования пространства в Ман Сити и универсальность таких игроков как Де Брюйне. Все это было потом, а пока Кройф завершает игровую карьеру в 1977 и начинает тренировать Аякс.
Ла Масия
В 70-ых Аякс доминировал не только в игре, но и в производстве молодых талантов. Йохан Кройф принял непосредственное участие в строительстве подобной школы в Барселоне, где отражалась идеология, воспитавшая его самого. Это течение знаний стали называть "школой Барсаякса" (orig. "Barçajax school"). Многие выпускники этой школы будут творить историю на протяжении нескольких поколений. “Игрок, который прошел через Ла Масию имеет нечто особенное[…]” (Пэп Гвардиола). Возможно, эта особенность появляется из воспитания, которым пропитана Ла Масия. В своей автобиографии Йохан Кройф объяснил 14 правил, которые, по его словам, помогают молодому поколению увидеть параллель между игрой и повседневной жизнью. Скорее всего это и есть та ДНК Барсы, о которой говорил Хави: "Кройф создал очень четкую философию в Барселоне, [...], он создал ДНК Барсы".
Команда мечты (orig. Dreamteam)
В 1988-ом Кройф стал тренером Барселоны и начал новую эру каталонского превосходства. Ла Масия начала приносить свои первые плоды, укрепляя основной состав каталонцев такими игроками как Пеп Гвардиола. Был в том составе еще один голландец, который до этого выступал за Аякс под руководством Кройфа. Звали его Рональд Куман. Рональд начинал свою карьеру защитника в Грёнингене - там же, где стартовал Вирджил Ван Дейк. До перехода в Барселону Куман уже стал звездой в ПСВ, где они вместе с Гусом Хиддинком у руля вывели клуб на доминирующую позицию в Нидерландах. В составе Барселоны центральный защитник Куман и опорник Гвардиола зачастую работали сообща, помогая в атаке смелыми выходами. Голландец запомнился болельщикам своими разрезающими кроссами и сильными ударами с дальних дистанций. 1992-ой год стал историческим для Барселоны. Команда взяла свой первый кубок Европейских Чемпионов. Тогда на Вембли в дополнительное время Рональд Куман зарядил свою знаменитую пушку и положил победный мяч в ворота Сампдории. С этого момента еще один голландец вписал свое имя в историю Барселоны.
Меньше чем за 10 лет работы блауграна выиграла 11 трофеев под руководством Кройфа.
Магия в составе Райкарда
В начале 2000-ых клуб переживал не лучшие времена. Барса сумела вернуться к былому величию лишь в 2004 с приходом еще одного голландца Франка Райкарда. Как и Куман Райкард был защитником и сумел раскрыть свой потенциал в тотальном футболе. Он играл в Аяксе Кройфа, который позволял Франку подключаться в атаку. Став тренером Барселоны, Райкард собрал вокруг себя игроков, ставших примером для современного поколения. Среди них были Роналдиньо, Деко, Это’o и еще один воспитанник Аякса Эдгар Давидс. В составе Райкарда начинали будущие лидеры испанской сборной: Хави, Иньеста, Пуйоль, Виктор Вальдес. Месси также получил свой шанс сыграть за первую команду во времена Райкарда. В 2006-ом Барса наконец выиграла Лигу Чемпионов и вернулась на европейскую вершину.
Голландское наследие
А затем на пост тренера пришел каталонский ученик Кройфа и превзошел своего учителя. Тики така Гвардиолы впитала в себя принципы тотального футбола и добавила к ним искусство играть в короткий пас в исполнении мастеров из Ла Масии. Барселоне и испанцам до 2012-го не было равных. В финале Чемпионата Мира 2010 сошлись выпускники двух великих школ с переплетенной историей. Уже сам факт такой встречи говорит об огромном стратегическом успехе людей, создавших философию тотального футбола. Конечно, тактические схемы меняются и тренера постоянно пытаются найти новые идеи. Но такие аксиомы как пространство и проактивность в атаке остаются. Гвардиола не изменял этим принципам как в Баварии, так и в современном Ман Сити. Голландцы подарили Каталонии, Испании, да и всей Европе не просто талантливых людей, а идеологию футбола, которым не перестаёшь восхищаться.