В детстве Месси кошмарил весь Росарио. Тренеры детских команд «Ньюэллс Олд Бойз» даже перестали считать, сколько голов Лео забил в разных турнирах, но все уверены, что точно больше 500. Команда Месси беспощадно душила соперников, легко забивая по 10-12 мячей за игру, причем некоторые соперники даже придумали правило: как только «Ньюэллс» забивал шестой гол, они уходили в раздевалку, чтобы больше не мучиться.
У Месси была особая мотивация, чтобы никогда не останавливаться и уничтожать всех вокруг. Одно время тренер Карлос Маркони давал ему по альфахору за каждый гол – это такое шоколадное печенье с молочной карамелью внутри. Если Месси забивал 4 гола, то получал 4 печенья.
Чтобы заставить Лео прогрессировать еще мощнее, тренер пообещал ему по два печенья за гол головой. «Чуть ли не следующем матче Лео обыграл всю защиту и вратаря, потом подкинул мяч и забил головой в пустые ворота. Он посмотрел на меня и показал пальцами: давай два», – вспоминал Маркони.
Когда Месси исполнилось 9 лет, тренеры «Ньюэллс Олд Бойз» задумались, что с Лео что-то не так. Все партнеры становились выше, а Месси оставался совсем низким – 1 метр 27 сантиметров. Папа его друга даже подкладывал дополнительную подушку в машине, чтобы Лео видел, что происходит за окном.
Это никак не сказывалось на успехах в детских турнирах, но в перспективе принесло бы огромные проблемы: с таким ростом Месси никогда не смог бы вступать в единоборства. Пришлось пройти подробное обследование.
Врач, который успокаивал Лео
Так у 9-летнего Месси обнаружили дефицит гормона роста, который невероятно важен для созревания организма. По словам эндокринолога Диего Шварцштейна, который два с половиной года работал с Месси в Росарио, такое заболевание встречается редко, в среднем у одного ребенка из 20 тысяч.
В таких случаях всегда назначается лечение гормоном роста – ежедневные инъекции в руки и ноги на протяжении 3-6 лет, в зависимости от особенностей и реакции организма. В профессиональном спорте такие инъекции запрещены, так как если гормон вводится здоровому человеку, то способствует увеличению мышечной массы. Но Месси, во-первых, принимал гормон в детстве, во-вторых, делал это по четким медицинским назначениям, поэтому считать инъекции допингом невозможно.
«Я был самым маленьким на поле, самым маленьким в школе, самым маленьким во дворе. Поэтому каждый день мне делали укол в ногу. День за днем, неделя за неделей – и так на протяжении трех с лишним лет», – вспоминал Месси.
На приемах Лео рассказывал врачу Шварцштейну практически все – сколько голов он забивал в каждом матче, какие турниры шли у «Ньюэллс Олд Бойз», чего он хочет добиться. И однажды врач ответил: «Я не знаю, будешь ли ты лучше Марадоны, но точно станешь выше».
Все сложилось шикарно. Сейчас рост Месси – 1 метр 69 сантиметров. Марадона на два сантиметра ниже.
Лечение в Аргентине прервалось. Пришлось лететь в Барселону
Правда, на пути к выздоровлению у Месси возникла трагическая сложность. В конце девяностых-начале нулевых Аргентину охватил мощный экономический кризис, который в 2001 году привел к дефолту, отставке президента и крушению среднего класса.
Первые два с половиной года лечения Месси оплачивались из страхового фонда сталелитейного завода, где работал отец Лионеля. Когда кризис окончательно разбушевался, все страховые выплаты урезали, и Месси остался без инъекций гормона роста. Курс уколов стоил от 900 до 1300 долларов в месяц, и у семьи таких денег не было.
Хорхе Месси сначала обратился к руководству «Ньюэллс Олд Бойз» – он рассчитывал, что клуб спасет своего главного юниора, но ошибся, потому что кризис задел и футбольные клубы.
«Они сказали, что полностью оплатят лечение, просили не беспокоиться, – вспоминал отец Лео. – А в итоге дали всего 300 песо. Если бы они заплатили, мы бы точно остались в Росарио».
Месси в первой детской команде (Лео – второй справа в верхнем ряду)
Семья Месси срочно искала варианты спасения: прерывать курс лечения надолго нельзя. «Никаких побочных эффектов от резкой остановки курса нет, но если бы Лео закончил принимать гормон, то сейчас был бы намного ниже, в районе 1 метра 50 сантиметров», – отметил врач Шварцштейн.
Вскоре семье Месси помогли два предпринимателя из Буэнос-Айреса, которые слышали о невероятном таланте Месси и были знакомы с представителями «Барселоны». Так Хорхе Месси познакомился с Жозепом Марией Мингельей – одним из самых важных сотрудников «Барселоны» среди тех, кто никогда не мелькал на публике. В семидесятые он пришел в клуб переводчиком, потом стал тренером, администратором юношеских команд, скаутом и даже менеджером игроков. Он участвовал в трансферах Диего Марадоны, Ромарио и Христо Стоичкова на «Камп Ноу». Впоследствии к этим великим сделкам добавился переезд Месси.
«Впервые я увидел Лео, когда ему было всего 12. Он был низким, слабеньким, и из-за физических данных были сомнения, способен ли он стать хорошим игроком, – вспоминал Мингелья. – Но после подробного просмотра видео я был просто поражен. Казалось, что Лео пришел к нам с невероятной планеты, где рождаются исключительные люди: архитекторы, врачи, великие музыканты».
«Барселона» изначально не особо заинтересовалась Месси, но Мингелья сделал все, чтобы изменить позицию клуба. Он купил Лионелю и его отцу билеты в Испанию и даже оплатил проживание в Барселоне.
«На тренировках все видели, на что способен Лео, обсуждения шли неделя за неделей, но никто не принимал никаких решений: кому-то Месси нравился, кого-то смущал его рост… Тогда я решился позвонить советнику президента «Барселоны» Жоана Гаспара, и тот назначил проверку в контрольном матче», – рассказывал Мингелья.
Матч проходил на искусственном газоне неподалеку от «Камп Ноу», Лео играл со старшими парнями – в таких сложных условиях боссы «Барселоны» проверяли, стоит ли им вкладываться в его развитие и лечение. Месси всех впечатлил.
«Чарли Решак, который был советником президента «Барселоны», сразу увидел то, что остальные боялись признать. Лео был хорош», – отмечал Мингелья.
К тому моменту отец Месси уже не верил, что с «Барселоной» все получится. Ему казалось, что каталонцы, как и «Ньюэллс Олд Бойз», обманут и не предложат никакой контракт.
Чтобы успокоить Хорхе Месси, Мингелья и Решак подготовили временное соглашение. Оно было написано 14 декабря 2000 года на салфетке в одном из ресторанов на горе Монтжуик. Соглашение гарантировало, что вскоре с Месси будет подписан полноценный юниорский контракт. Отцу Лионеля при этом гарантировалась должность в юношеской системе «Барселоны».
Документы готовились до марта 2001-го, а лечение требовалось максимально быстро. В итоге первый курс инъекций гормона роста оплатил генеральный директор «Барселоны» Жоан Лакуэва: он дал отцу Месси 152 тысячи песет из личных сбережений.
Забота о Лионеле была практически безграничной. В декабре 2001 года ему увеличили зарплату (еще в академии он получал как игрок «Барселоны Б»), а отцу Лео выдали заем на ремонт в барселонской квартире.
Спустя 5 лет Лео доказал: все не зря. А еще через 10 вообще стал легендой.
«Барселона» была единственным клубом, который согласился оплачивать мое лечение, – отметил Месси. – Клуб сделал для меня все возможное, и я буду играть здесь до тех пор, пока буду ему нужен».
Учитывая последние новости – кажется, это чистая правда.