Банк JP Morgan планировал заработать на футбольной Суперлиге миллиарды долларов, а вместо этого почти обнулил свой репутационный рейтинг. Действия банка, обещавшего грандиозному футбольному стартапу деньги на запуск, расценили на родине как «подстрекательство к неэтичным действиям». Прямых финансовых потерь это не несет, однако в политкорректном западном обществе очень серьезно относятся к институту репутации, и утрата «рукопожатности» может стоить JP Morgan больше упущенной с крахом Суперлиги прибыли.
Официально: Суперлига Европы создана
Ключевым элементом проекта футбольной Суперлиги стал американский банк JP Morgan Chase & Co. Именно он пообещал выделить 15 главным клубам-участникам безумные 3,25 миллиарда евро – стартовый капитал, который клубам рекомендовано направить не на трансферы, а на долгосрочное развитие: улучшение стадионов и так далее (тем более у многих есть подобные кредиты – от «Реала» до «Тоттенхэма»).
Финансирование проекта, расколовшего футбольный мир, крупнейшим банком США породило и теории заговора. В них именно JP Morgan изображался инициатором всего происходящего. Распространению слухов способствовало и то, что Эд Вудворд – исполнительный директор «Манчестер Юнайтед», одного из клубов-раскольников – до прихода в британский футбол возглавлял департамент сделок по слиянию и поглощению в JP Morgan. И именно он сопровождал покупку «МЮ» американской семьей Глейзеров.
На самом деле уже точно известно, что идеолог и инициатор проекта –президент «Реала» Флорентино Перес, а с американскими банкирами он свел тесные отношения, когда договаривался о кредите на реконструкцию «Сантьяго Бернабеу». Большую часть денег на тотальное обновление стадиона (оценивается в 575 миллионов евро) Пересу предоставил именно JP Morgan.
В некоторых текстах про Суперлигу миллиарды от JP Morgan описываются как «приветственный бонус». Звучит примерно как «приветственный напиток» на входе в бар, когда тебя угощают за счет заведения. На самом деле все строже. По данным Financial Times, деньги, обещанные JP Morgan, не подарок, а кредит – правда, на весьма комфортных условиях.
Официально: Арсенал, Тоттенхэм, Ливерпуль и Манчестер Юнайтед покидают Суперлигу
Кредит должен был быть выдан на 23 года под 2-3% годовых для каждого из клубов. По расчетам Financial Times, чтобы вернуть все стартовые деньги Суперлиги, клубы будут выплачивать совокупно 264 миллиона евро в год. Залогом по кредиту стали будущие доходы от продажи медиаправ. Клубы, которые решат покинуть Суперлигу, должны будут сразу вернуть банку полученные на входе деньги. Таким образом, за весь срок кредита премия банка должна была составить 2,5-3 млрд евро.
Однако вместо прибыли JP Morgan получил мощнейший удар по репутации. Причем этот удар имеет вполне осязаемую форму. Британское агентство Standard Ethics, присваивающее компаниям рейтинг в области устойчивого развития (под эту расплывчатую формулировку попадает оценка от действий компаний в отношении охраны окружающей среды до соблюдения прав меньшинств внутри корпораций), после сообщения о крахе проекта Суперлиги понизило этический рейтинг JP Morgan с уровня «адекватный» до «несоответствующего».
Суперлига выступила с официальным заявлением
Понижение рейтинга не означает, что компании грозят какие-либо штрафы. Однако признание действий банка неэтичными может косвенно повлиять на бизнес – чувствительные к вопросам репутации потенциальные клиенты (а таких на Западе становится все больше) могут уйти к конкурентам, не имеющим репутационных проблем.
JP Morgan нашел денег для Глейзеров при выкупе «Манчестер Юнайтед»
JP Morgan не в первый раз окунулся в спорт и глобальную индустрию развлечений. На официальном сайте банк предлагает услуги как действующим владельцам спортивных клубов, так и потенциальным инвесторам. Профиль широкий: строительство и реконструкция стадионов, покупка клубов или кредиты на пополнение оборотного капитала. Банк ссылается на более чем 20-летний опыт финансирования спорта.
В открытых источниках немало примеров.
• Покупка «МЮ» семьей Глейзеров в 2005-м году была бы невозможна без участия JP Morgan. Против поглощения клуба выступал траст болельщиков, а слухи о возможной продаже стали причиной взлета стоимости акций клуба, которые с 1991 года торговались на Лондонской бирже. К моменту сделки стоимость клуба достигла 790 млн фунтов, но у Глейзеров не было такой суммы, чтобы заплатить в срок. И тут ключевую роль сыграл Эд Вудворд, который уговорил Малькольма Глэйзера довериться ему. Пикантности ситуации придавал тот факт, что британская дочка JP Morgan на тот момент являлась финансовым консультантом «МЮ», руководство которого расценивало предложение Глейзера как недружественное.
Но все упиралось в деньги. JP Morgan предложил схему выкупа акций «МЮ» на заемные деньги – 540 миллионов фунтов. Деньги на покупку дали несколько американских хедж-фондов и британский банк Ротшильдов. Обеспечением по кредиту стали будущие доходы «Манчестер Юнайтед». То есть кредит, взятый Глейзером, лег долгом на клуб. Болельщики были в бешенстве, но помешать сделке не могли.
Спустя семь лет тот же JP Morgan стал основным организатором IPO «Манчестер Юнайтед» на Нью-Йоркской бирже. Размещение акций готовилось несколько лет – деньги инвесторов должны были снизить долговую нагрузку, которая висела на «МЮ» с момента покупки клуба Глейзерами. За два года до этого группа богатых фанатов предлагали Глейзерам продать клуб за 1 млрд долларов, но американцы сказали, что оценивают его в 3 млрд.
Изначально Глейзеры хотели получить миллиард, продав инвесторам треть клуба. Из-за такой оценки из процесса подготовки IPO вышел банк Morgan Stanley, посчитавший аппетиты Глейзеров нереалистичными. И в этот момент процесс возглавили давние партнеры из JP Morgan. В итоге Глейзеры получили гораздо меньше – 233 миллиона долларов за 10%. Но все равно это стало самым успешным на тот момент размещением акций в истории мирового футбола. Половина от полученной суммы пошла на погашение долга, другая – досталась Глейзерам. JP Morgan – получил хорошие комиссионные.
• В 2019 году JP Morgan помогал американскому миллиардеру Рокко Комиссо купить «Фиорентину» – на этот раз банк выступил в роли финансового консультанта: он вел переговоры с представителями семьи Делла Валли об аспектах сделки, которая составила 150 миллионов долларов.
• Также банк выступил в роли советника (возможно, профинансировал) сделку по покупке «Ромы» американским бизнесменом Деном Фридкиным. Банк посоветовал Фридкину присмотреться к итальянскому клубу, чья стоимость оказалась ниже рыночной из-за долгов и конфликта основного владельца Джеймса Палотты с миноритариями. Итальянские медиа писали, что в результате Палотта получил около 200 млн евро за клуб, чья рыночная оценка в три раза выше.
• Участие JP Morgan в продаже «Ромы» не было сюрпризом – годом ранее банк принимал участие в продаже пятилетних облигаций клуба на 275 млн евро, которые были выпущены, чтобы закрыть старый долг клуба перед другим американским банком Goldman Sachs. В 2020 году JP Morgan выступал организатором выпуска облигаций на 75 млн евро для «Интера».
Но спорт – натурально капля в море для JP Morgan, даже с учетом Суперлиги. После финансового кризиса 2008 года JP Morgan стал крупнейшим банком США – в отличие от конкурентов, он высоко оценивал риски инвестиций в ипотечные облигации, крах которых запустил волну глобального экономического кризиса. Сегодня JP Morgan входит в топ-20 крупнейших компаний США с выручкой в 142 миллиарда долларов. Это, к примеру, в три с лишним раза больше годовой выручки крупнейшего российского банка Сбер. Под управлением JP Morgan Chase находятся активы стоимостью 3,4 триллиона долларов, а число сотрудников превышает 250 тысяч человек.