Сокращение числа кандидатов на пост главного тренера «Барселоны» проходило в духе американской считалочки про десять негритят. Один за клуб не бегал, и их осталось трое. Бразильца поругал он, и их осталось двое. В общем, итоговое назначение было воспринято как данность.
Эрнесто Вальверде – фигура не слишком известная для невовлеченной публики, тренировал он хоть и успешно, но все же клубы второго эшелона, поэтому первое время пресса отвечала на вопрос «кто он?». Пришла пора задаваться вопросом, а что же он будет в «Барселоне» делать?
Но для начала давайте определимся с тем, чего он делать не будет.
Эрнесто Вальверде не будет для «Барселоны» таким же своим, как Гвардиола или Луис Энрике. Меня не покидает мысль, что когда руководители каталонского клуба говорили о преемственности и о том, что для этой работы нужен человек, понимающий, как тут все устроено, они имели в виду какого-то другого кандидата.
Даже в пределах Каталонии найдется клуб, для которого Вальверде-футболист был более значим, чем для «Барселоны». Баскский специалист покинул «Камп Ноу» 27 лет назад и с тех пор ни разу не возвращался сюда в каком-то другом статусе, кроме как тренер команды-соперника. Ни у одного выпускника академии Ла Масии не висел на стене портрет Вальверде. Речь идет о человеке со стороны, и в этом нет ничего страшного. Франк Райкард тоже был человеком со стороны.
Эрнесто Вальверде не будет ни кройффистом, ни антикройффистом. Взаимоотношения с Йоханом – важный момент с политической точки зрения, который также говорит о стилевых предпочтениях тренера. Вальверде получал благословение Кройффа во времена работы в «Эспаньоле» и «Валенсии», голландский патриарх всегда отмечал его интеллект и желание учиться, но ни о каком возрождении тики-таки мечтать не стоит.
В золотой век Гвардиолы и Арагонеса, когда все восхищались горизонтальным футболом в исполнении Иньесты и Фабрегаса, Вальверде публично аплодировал их умению вспарывать соперников вертикальными передачами. Но это не ересь и не богохульство, в отношении футбольных религий Вальверде атеист и прагматик, отталкивающийся от собственных ресурсов и от соперника. Принимая скучные команды, он делал их интереснее, принимая команду после Марсело Бьелсы, он делал ее нормальнее.
Эрнесто Вальверде не будет обречен на провал из-за того, что никогда не тренировал топ-клуб. Он, конечно, может провалиться, но для того должны сойтись немало причин. Опять же, какой такой богатый опыт работы с топ-клубами был у Райкарда, Гвардиолы и Энрике? При этом экс-тренер «Атлетика» по своим манерам похож на европейского тренера экстра-класса больше многих коллег-соотечественников. Во всяком случае, если верить Гари Невиллу, Вальверде был единственным из испанцев, кто общался с англичанином до и после матча.
При этом у Вальверде есть верный (15 лет вместе) и эффективный помощник, в этом смысле продолжается традиция дуэтов Райкард-тен Кат, Гвардиола-Виланова и Энрике-Унсуэ. Хон Аспиасу первые таймы своих команд смотрит из президентской ложи, после чего в перерыве обсуждает игру с Эрнесто и предоставляет ему экспресс-анализ.
Что баскскому дуэту предстоит сделать в «Барселоне» в первую очередь?
Задача №1. Найти правильный подход к Месси, Суаресу и Неймару
Южноамериканская тройка – своеобразный ядерный реактор. Польза от него очевидная, но и риск высокий. Два года назад казалось, что одного только наличия трех мастеров в нападении достаточно для того, чтобы выигрывать все на свете. Сейчас их хватило только на Кубок короля. Что изменилось?
Прежде всего, в нападении стало меньше комбинационной игры. За три сезона все трое двигались в направлении яркого индивидуализма в ущерб общему взаимодействию. Ни один из них нормально на постоянной основе не участвует в командном прессинге (единичные эпизоды расходятся на хайлайты и демонстрируются в качестве наивных доказательств). Как только «Барселона» теряет кого-то одного из тройки нападения, мысли в атаке становится больше – можно вспомнить победное класико.
Наконец, фактор мотивации. Дело не в количестве выигранных трофеев, а в отсутствии какой бы то ни было конкуренции за место в составе. Что бы ни делал Пако Алькасер на тренировках, он может рассчитывать на место в основе только при травмах и дисквалификациях кого-то из южноамериканцев. Отсутствие конкуренции всегда приводит к снижению требований к себе. К чему приводит высочайшая конкуренция за место под солнцем, можно посмотреть на примере «Мадрида»-2017.
С одной стороны, если «Барселона» хочет обрести баланс и энергичность, увеличить давление на соперника во всех матчах, то Вальверде идеальный выбор. С другой, он не может просто так взять и усадить, к примеру, Суареса на скамейку запасных. Его форварды – сложнейший в обращении инструмент, с которым надо работать тщательно и аккуратно. Тренер должен завоевать доверие лучших нападающих мира и постепенно довести до них мысль о том, что играть так, как они играют сегодня, губительно для перспектив команды.
Задача №2. Полностью переработать систему игры в полузащите
Если мы принимаем за факт то, что Месси, Суарес и Неймар остаются в «Барселоне», как минимум, на следующий сезон, то следует логичный вывод, что надо менять условия игры вокруг них. Сегодняшний подбор полузащитников «Барселоны» предназначен для другой модели игры, не в такой степени ориентированной на нападение. Рафинья и Денис Суарес – прекрасные футболисты, но в сегодняшней «Барсе» их лучшие качества не востребованы.
Востребованы будут физически крепкие, «моторные» игроки, одинаково хорошо умеющие как атаковать, так и обороняться, успешно работающие от штрафной до штрафной. Имя Поля Погба не зря всплывало в прессе еще на ранних стадиях работы Луиса Энрике. Погба не лучше Иньесты в сферическом вакууме и абстрактном рейтинге полузащитников, но он был бы гораздо полезнее для каталонцев здесь и сейчас.
Безусловно неприкасаемым остается только Бускетс, чьи диспетчерские функции в команде будут востребованы при любой системе, хотя он тоже выиграет от приобретения другого типа полузащитников.
Оценки «Бускетс тот» и «Бускетс не тот» по ходу сезона менялись в зависимости от того, что за два игрока играли выше него по схеме.
Задача №3. Раскрыть потенциал игроков, на которых поставили крест
Болельщики «Барселоны» были удивительно беспощадны к героям последних трансферных кампаний. Лидеры в своих прежних клубах – Иван Ракитич, Андре Гомеш, Пако Алькасер – объявлялись в Каталонии бракованным товаром. Но футболист не может разучиться играть за пару недель между переходом из одного клуба в другой. Значит, на новом месте игрока неверно используют.
Ракитич из практически чистой «десятки» в «Севилье» вынужден был стать полноценным центрхавом (центрхави) в «Барселоне» первое время, а по мере заполнения нападения представителями Бразилии и Уругвая его игровые функции все более видоизменялись. Через какое-то время, я уверен, у хорвата случился личностный кризис и он просто спрашивал себя глядя в зеркало: «кто я?», «что я здесь делаю?».
С определенного момента Луис Энрике перестал пытаться выжать максимум из игровых навыков Ракитича и Гомеша, но ставить крест на них обоих рано. Смена тренера, смена подхода – именно то, что им нужно.
За последние десять лет Вальверде имел реальные шансы возглавить «Барселону» трижды. Всякий раз, когда образовывался кризис, работавший в разных должностях Андони Субисаррета активно пытался представить своего соотечественника в качестве спасителя.
В 2008 году Вальверде мог сменить Райкарда, но выбор был сделан в пользу Гвардиолы. Пять лет спустя Вальверде должен был подхватить команду после известий о болезни Вилановы, но тренер остался верен контракту с «Атлетиком». Наконец, после фиаско Херардо Мартино баск проиграл гонку Луису Энрике. Звезды на небе сошлись. Теперь Вальверде предстоит сделать так, что звезды сошлись и на земле.