В свежем номере журнала World Soccer(октябрь 2015) вышло интервью с Хави Эрнандесом, с которым мы предлагаем вам ознакомиться.
Бывший полузащитник Барселоны и сборной Испании рассказал журналу World Soccer о своей жизни в Катаре и том, видит ли он себя в будущем тренером.
WS. Как вам живется в Катаре?
Хави. Превосходно. Здесь классно. Я приятно удивлен тем, что вижу здесь. Техническая сторона здесь на высочайшем уровне. Люди – профессионалы своего дела. Да, в тактических и организационных моментах катарцам есть куда стремиться, но все равно я счастлив находиться здесь.
WS. Ваши новые партнеры по команде, наверное, относятся к вам с большим уважением…
Хави. Все мои одноклубники относятся ко мне с глубоким уважением, в том числе и главный тренер. Но я хочу быть обычным членом команды, у которого нет привилегий за былые заслуги. Порой, на поле мои партнеры бывают жесткими. В такие моменты, для них совсем нет авторитетов (улыбается).
WS. Брак в передачах сильно беспокоит вас?
Хави. Больше всего мне не нравится делать неточные передачи. Я возвращаюсь домой расстроенным, если на тренировке сделал хотя бы несколько неточных передач. Поймите, даже в Катаре я хочу выигрывать матчи, показывая красивый футбол. Я не заинтересован в победе любой ценой.
WS. Если бы вы стали тренером, вы стали бы придерживаться игрового стиля Барселоны?
Хави. Моя философия проста – владеть мячом, не размышлять долго на поле, максимально высоко встречать соперника и не давать ему возможности развивать атаку. Скажу банальную вещь, но игроки в Катаре отличаются от тех, что собраны в Барселоне. В той же Ла Масии (футбольная школа Барселоны) вы можете выбрать игроков как под схему 4-3-3, так и под схему 3-3-4. В Катаре все намного сложнее. Здесь вы вынуждены работать с теми игроками, которые у вас есть. Например, у вас есть два хороших форварда, но это не значит, что они будут играть только в нападении. Возьмем, к примеру, сборную Испании. Иньеста часто играет на флангах, а Сильва – хоть и не чистый форвард, но запросто может сыграть на этой позиции, потому что они оба – игроки топ-уровня.
WS. Вы знаете, что тренерская работа, порой, приносит разочарования. Не всегда победы будут зависеть от вас…
Хави. Да, быть тренером – непростая работа. Вы должны думать за 25 игроков, быть психологом и уметь мотивировать своих подопечных. Это то, чему я учусь в Катаре. Будучи футболистом, ты тренируешься и играешь. Если ты тренер – ты должен планировать много всего. И все-таки, меня это привлекает. Я знаю, что от меня, как тренера будут многого ждать, поэтому я должен быть готов к этому. Может быть, я стану спортивным директором. На данный момент я до конца не определился.
WS. Хорошо. Как вы думаете, вам стоит улучшить точность длинных передач?
Хави. Хм… Это не то, чем я знаменит, но здесь я часто делаю длинные передачи. Чего бы я хотел – это стать быстрее, чтобы иметь возможность уходить от оппонентов на скорости, как это делает Андреас (прим. Иньеста). Здесь я не могу уйти ни от кого! (улыбается) Здесь мне приходится много разворачиваться и финтить. Вообще, мне всегда приходилось читать игру и думать на поле больше, чем остальным.
WS. Как по-вашему, Ла Масия в кризисе?
Хави. Ничего подобного. Ла Масия не может постоянно выпускать игроков, подобно тем, которые выпустились из нее в последние годы. Это были уникальные выпуски! Барса – это тот клуб, который помогает игрокам развиваться, предоставляя возможность выигрывать трофеи. В год, когда команда ничего не выигрывает, ей стоит подписать игрока со стороны. В прошлом сезоне же, она выиграла все, что можно, так что, возможно, пришло время Мунира, Сандро или Сампера.
WS. Что вы особо запомнили из прошлого сезона, когда в Барселоне все изменилось после поражения от Реала Сосьедада?
Хави. Луис Энрике был очень скромным. Его реакция меня удивила. Он очень эмоциональный человек, но все же он сделал все правильно, поговорив с каждым игроком «по душам», включая Лео Месси. Вот тогда меня осенило, что тренер должен поддерживать игроков. У разгневанных и недовольных игроков возникают проблемы, что сбивает с победного ритма. Луис понял это и много общался с игроками. Его навыки общения просто поражают.
WS. Это ведь Луис Энрике сумел убедить вас остаться на вторую половину сезона, а после этого вы выиграли требл…
Хави. Он был откровенен. Он сказал, что нуждается во мне в раздевалке. Но учитывая мой возраст, я выходил на поле только тогда, когда это реально было необходимо. После праздников я вернулся, и он убедил меня остаться, хотя я уже принял решение уйти. И посмотрите, что произошло потом…
WS. Как вы оцениваете работу, которую проделал Луис Энрике?
Хави. Замечательно! Он очень требовательный тренер. Когда что-то идет не так, он может «всыпать по первое число», после чего все идет как надо. Он требователен не только на поле, но и в раздевалке.
WS. Луи ван Галь был таким же тренером?
Хави. Я запомнил работу с ним на всю жизнь. Он был откровенным тренером. Он мог унизить тебя перед игроками, а на следующий день сказать, что ты играл как Зидан. Со временем это давало положительный результат. При нем я играл на Олд Траффорд, а после должен был играть с командой 3-его дивизиона Алькояно, но он отправил меня в Барселону Б. Это стало для меня разочарованием. Если вы находитесь в первой команде и вдруг, без причины, вас переводят во вторую – это неправильно. Человеку в 18 лет хочется играть в футбол и развиваться. Но зато, когда я вернулся в первую команду – я стал голоднее до побед.
WS. Вы выделяете для себя какую-то из множества наград, которые выиграли за всю свою славную карьеру?
Хави. Несмотря на большое количество титулов и наград, я выделю финал Лиги Чемпионов. Для меня это был очень эмоциональный момент. Для меня всегда были важны не столько титулы, сколько то, каким образом я их выиграл.
WS. Если бы у вас была возможность заново начать карьеру, вы бы повторили свой путь?
Хави. Безусловно. Это были трудные времена. Полученный опыт закалил меня. Другие, возможно, отказались бы, но только не я. У меня сильный характер. А еще я преданный поклонник игровой философии сборной Испании и Барселоны.
Статью подготовил и перевел – CapAS3.