Раздевалка разбилась на группировки, Абидаль предъявляет команде, Месси в ответ наезжает на Эрика, а Бартомеу обвиняют в том, что он мочит собственных игроков через фейковые аккаунты – над «Камп Ноу» не распылили особый сорт веселящего газа, просто приближаются выборы.
Выборы президента «Барселоны» – микс «Карточного домика» и «Игры престолов». Кандидаты идут на все ради победы
«Барса» – один из немногих топ-клубов, где фанаты обладают реальной властью. Раз в шесть лет «Барселона» проводит выборы президента, где сосьос (члены клуба, которые платят взносы) голосуют за кандидатов в президенты.
На февраль 2020-го у «Барсы» больше 150 тысяч сосьос (и около 10 тысяч в листе ожидания). Статус сосьос передается по наследству: претендовать можно только если твой родственник состоит в клубе (интересно, в Каталонии женятся по расчету ради этого?). Если родственников нет, можно подать заявку, получить специальный статус и только через три года претендовать на статус сосьос. За членство в клубе взрослые платят около 150 евро в год, а дети – от 40 до 90 евро (зависит от возраста, вступить в клуб можно с рождения – это 40 евро в год).
В идеале выборы должны быть торжеством демократии и рациональности, но в реальности превращаются в теневые игры, наполненные подставами и сливами информации.
Ради лояльности сосьос принимаются самые безумные и рискованные решения. Некоторые могут определить жизнь клуба на годы вперед. В 2013-м президент Сандро Росель приложил массу усилий и 57 миллионов евро ради покупки Неймара. Быстро выяснилось, что ради исторического трансфера Росель на самом деле потратил около 100 миллионов, и успех молниеносно обернулся провалом: каталонская прокуратура завела дело о мошенничестве, а Росель был вынужден уйти (это был так давно, что Стас Рынкевич еще писал на Sports.ru).
В предвыборном безумии часто виноваты не только кандидаты, но и избиратели. Часть из них и правда интересуют традиционные ценности (Кройфф, тотальный футбол, Хави, воспитанники, Гвардиола), но других волнуют только результаты (и не важно, как они достигаются).
Для понимания нерациональности сосьос достаточно вспомнить прошлые выборы. В январе 2014-го Росель катапультировался, и Бартомеу как вице-президент занял его место. За полтора года Жозеп не сделал ничего толкового, поэтому казалось, что шансов переизбраться нет. Но весной 2015-го Неймар окончательно адаптировался, южноамериканское трио стало великим и «Барса» выиграла требл – котировки Бартомеу моментально подлетели (хотя успехи в том сезоне – явно не только его заслуга). Парадокс: игрок, из-за которого Роселя выгнали, помог Бартомеу победить на выборах.
Пока что Виктор Фонт – фаворит выборов-2021: он обещает вернуть воспитанников и подготовить «Барсу» к жизни без Месси
Ближайшие выборы пройдут в июне 2021-го.
Сейчас рейтинг Бартомеу близок к нулю: при нем финансы «Барсы» достигли расцвета (первый клуб, с годовым доходом больше миллиарда долларов), но фанаты скорее запомнят тягомотину Вальверде, беспомощность в ЛЧ, странные трансферы и упадок Ла Масии.
Однако президентом Бартомеу не станет по другой причине. В уставе «Барселоны» четко прописано: запрещено занимать президентский пост больше двух сроков. И в клубе соблюдают правило.
Поэтому Бартомеу решил запустить знакомую каждому россиянину комбинацию и выдвинуть одного из своих людей. Испанские медиа пишут, что кандидатов на роль преемника два – Ориоль Томас и Эмили Русанд.
50-летний Томас – выпускник Барселонского экономического университета, у него степень магистра бизнеса и солидный бэкграунд в международных компаниях: генеральный директор Nike Football в Испании, менеджер по маркетингу Danone, финансовый аналитик в Procter & Gamble. С 2015-го Томас заседает в совете директоров «Барселоны».
Русанд почти такой же, но во всем немного лучше: он старше, возглавлял каталонские компании (основатель и генеральный директор Factorenergia), а с января 2020-го работает вице-президентом «Барселоны». В каталонских медиа пишут, что скорее всего Бартомеу выдвинет именно его – Русанда даже повысили до вице-президента, чтобы раскрутить для широкой публики.
Чтобы выдвинуть кандидатуру на президентские выборы, нужно собрать минимум 2 534 подписи сосьос и внести депозит в размере 15% от бюджета клуба (на выборах в 2015-м – около 77 миллионов евро). Многие не могут преодолеть этот барьер: например, на выборах в 2015-м один из семи кандидатов срезался на сборе подписей (не хватило 16), а еще двоим не хватило денег.
На февраль 2020-го кандидатуру официально выставил только Виктор Фонт – каталонский предприниматель, генеральный директор консалтинговой компании Delta Partners Group и владелец каталонской газеты Diari Ara.
Впервые Фонт приблизился к «Барсе» в 2009-м, когда работал на выборах в штабе кандидата Марка Инглы. Фонт увидел избирательный процесс вблизи, проанализировал, как устроена «Барса» изнутри, и решил, что его многое не устраивает: «Я видел, какие люди хотят управлять «Барсой», и какие у них идеи. Я начал работать над тем, чтобы изменить ситуацию».
Летом 2019-го Фонт презентовал концепцию развития «Барсы» Si al futur («Да» будущему» по-каталонски), в которой предложил десяток реформ. Фонт обещал вернуть «Барсе» имиджевые права на игроков (сейчас они принадлежит третьим лицам), расширить права сосьос и повысить доходы (Фонт хочет, чтобы каждый фанат «Барсы» присылал по 5 евро в год).
«Еще в 2015-м я говорил, что клубу нужно что-то менять, иначе к 2025-му наступит кризис. «Барселона» рискует стать новым «Миланом» – клубом, который имеет историю, но не в состоянии конкурировать с топ-командами», – уверен Фонт.
Еще он за возвращение к ламповой «Барсе» с воспитанниками на поле и легендами в руководстве. Кстати, именно экс-игроки – главный козырь Фонта: он заручился поддержкой Пуйоля и Хави, которые пообещали вернуться в «Барселону», если Виктор победит. Фонт познакомился с экс-легендами «Барсы» еще несколько лет назад: втроем они занимались стартапом Optima Sports Systems – это программа, которая улучшает технику и тактическое мышление игроков.
На фоне удручающего правления Бартомеу даже Сергей Прядкин будет не безнадежным кандидатом, но Фонт выглядит по-настоящему мощно. И Жозеп понимает, что с таким конкурентом у его человека мало шансов. Всегда есть вариант, что повторится финал сезона-2015: Месси сделает требл и фанаты забудут о самых гениальных предложениях Фонта. Но, похоже, сейчас даже президент не верит в команду и старается подстраховаться.
Примерно с лета 2019-го (как раз после презентации Фонта) Бартомеу врубил режим пылесоса голосов: в большинстве его решений считывается желание угодить сосьос и отнять голоса у Фонта. Вы точно видели эти решения, но, возможно, не догадывались об их истинном значении.
Бартомеу крадет идеи конкурентов и переманивает союзников Фонта
Начиналось все очень невинно – Бартомеу брал идеи у конкурентов.
В первую очередь Бартомеу подрезал идею у соперника по выборам-2015 Жоана Лапорта: тот обещал в случае победы сделать спортивным директором Эрика Абидаля. Лапорта проиграл, а Бартомеу в 2018-м назначил спортивным директором, сюрприз-сюрприз, Абидаля.
На момент назначения у Абидаля был минимальный опыт (год в качестве посла «Барсы») и со временем стало понятно, что Эрика явно наняли не за профессионализм. Историю с наездом на команду вы уже читали, а вот конфликт с Хави могли пропустить. После неудавшегося подписания Хави (о нем чуть ниже) Абидаль сделал вид, что «Барселона» вообще не делала предложений испанцу: «Это выдумки, мы не делали предложения Хави. Он говорит так? Пусть покажет контракт, который мы предлагали».
Максимально неловкий ответ: Абидаль не просто соврал, но и беспричинно наехал на товарища и любимца фанатов. Кажется, теперь Эрика ненавидят вообще все. Учитывая еще и проваленное зимнее трансферное окно, кажется невероятным, что Абидаль еще в клубе.
Следующую идею Жозеп утащил у Фонта. Летом 2019-го Бартомеу вернул в «Барсу» партию экс-легенд: Виктора Вальдеса назначили тренером «Хувениль А» (и уже через пару месяцев уволили за ссоры с руководством), а Патрик Клюйверт получил должность спортивного директора Ла Масии.
Затем Бартомеу попытался переманить людей, симпатизирующих Фонту. Летом 2019-го президент дважды предлагал Пуйолю пост генменеджера «Барсы», но Карлес остался верен Фонту.
К январю положение Бартомеу ухудшилось, поэтому он достал тяжелую артиллерию и загорелся идеей назначить Хави новым тренером. Жозепа не остановило, что Хави – важнейшая часть концепции Фонта. «Я разработал концепцию спортивной структуры «Барселоны». И Хави займет в ней самую важную роль», – рассказывал Фонт еще в 2019-м.
Возможно, Бартомеу – поклонник тренерских талантов Хави, но легко заметить выгоду трансфера в контексте будущих выборов: сосьос будут в восторге, а Фонт потеряет важного союзника.
Абидаль и исполнительный директор Оскар Грау трижды встречались с Хави, но испанец остался в «Аль-Садде». Забавный факт: ESPN пишет, что Абидаль и Грау были так уверены в положительном исходе, что отказ Хави абсолютно шокировал их.
Изначально казалось, что Хави отказал из-за верности Фонту, но в середине февраля появился новый инсайд. Каталонское радио Cadena SER сообщило, что Хави выдвинул Бартомеу восемь условий: среди них – возвращение Пуйоля, контроль над академией и реформирование медицинской системы. По версии радио, Бартомеу покрутил пальцем у виска и отказал испанцу. Примем к сведению, но глобально это ничего не меняет – Хави остался в лагере Фонта.
Однако Бартомеу не отказался от идеи и подписал Кике Сетьена. Он не клубная легенда и даже не воспитанник, но насквозь пронизан идеологией «Барсы»: строит футбол на владении мячом, почитает Кройффа, обожает Месси. Это беспроигрышный вариант: фанаты «Барсы» хотя бы временно успокоились; даже если Сетьен провалится, Бартомеу сможет сказать, что пытался вернуть игровую идентичность.
Контракт Сетьена тоже связан с выборами. Изначально ESPN написал, что контракт подписан по необычной схеме 0,5+1+1. Но затем Бартомеу внес ясность: контракт на 2,5 года, однако может быть расторгнут в 2021-м после президентских выборов.
В деле с атаками ботов есть важная деталь: они мочили не только игроков, но и Виктора Фонта
Полгода Бартомеу отбеливал репутацию ради того, чтобы в один день все уничтожить: в феврале взорвался скандал с фейковыми аккаунтами и черным пиаром от Бартомеу.
Случай настолько беспрецедентный и шокирующий, что многие не заметили важный факт: боты мочили не только игроков «Барсы», но и, cюрприз-сюрприз, Виктора Фонта.
Marca получила доступ к документам I3 Ventures, в которых прописаны детали кампании против Фонта. Боты должны были задавать Фонту вопросы на неудобные темы: «Что вы хотите изменить в Ла Масии?» (в академии кризис, и это волнует фанатов), «Кто вам больше нравится – Нуньес или Лапорта?» (два экс-президента «Барсы», у них были напряженные взаимотношения), «Какой опыт в области спорта у вас есть?»
До конца непонятно, насколько достоверна эта информация. У «Барселоны» точно был контракт с компанией I3 Ventures, которой поставили задачу – улучшать имидж «Барсы». Вопрос только в том, просил ли Бартомеу критиковать кого-то, или это была инициатива I3 Ventures.
Бартомеу, разумеется, все отрицает, но в испанских медиа появляются новые детали: Mundo Deportivo пишет, что Бартомеу все же заказал антипиар, но только против конкурентов по выборам. По большому счету, уже не важно, виновен Бартомеу или нет – репутация испорчена окончательно.
Catalunya Radio утверждает, что некоторые члены совета директоров требуют отставки Бартомеу и проведения досрочных выборов. Огня добавил Виктор Фонт: «Я не удивлен случившимся. Возможно, мы подадим жалобу. Благодаря Бартомеу «Барселона» выглядит моральным банкротом, поэтому они обязаны назначить досрочные выборы». Еще один кандидат, Агусти Бенедито, пригрозил пойти в суд.
Такой расклад крайне неприятен для Бартомеу. Прежде всего, в контексте будущих выборов: он теряет время и возможность для продвижения своего человека. Теперь связь с Бартомеу – это как редкая сексуальная девиация, о которой лучше не упоминать публично. Томасу или Русанду будет намного сложнее победить Фонта, который давно публично критикует Бартомеу и получает дополнительные очки на каждом провале президента.
Пока что Бартомеу отделался минимальными потерями и уволил своего советника Жауме Масферрера, который курировал сотрудничество с I3 Ventures.
Лео мог бы спасти Бартомеу. Но игроки никогда открыто не вмешиваются в выборы
После скандала с ботами репутацию Бартомеу может спасти только Месси.
Инсайды ESPN (и комментарии к текстам про «Барселону» на Sports.ru) идеально иллюстрируют степень преклонения перед Месси: как он скажет – так и будет.
Бартомеу понимает это, поэтому после скандала молниеносно встретился с ветеранами «Барсы» (Пике, Месси, Бускетсом и Серджи Роберто) и объяснил им ситуацию. Медиа пишут, что игроки оценили желание президента объясниться лично, но по сути проблемы остались вопросы: Пике был откровенно зол и не скрывал это, Бускетс тоже злился, Роберто молчал, а Лео пытался всех помирить.
«Мне кажется странным, когда происходит что-то подобное. Но они также сказали, что будут представлены доказательства. Мы должны подождать, чтобы понять, правда это или нет. Нужно подождать, чтобы понять, во что все это выльется. Но мне эта ситуация показалась странной», – объяснил Лео Mundo Deportivo. Наверняка у Бартомеу вспотели ладони, когда он читал это интервью.
Проблема в том, что игроки Барсы никогда не вмешиваются в процесс выборов. Это негласное правило, которое соблюдается всегда: в 2015-м Жоан Лапорта (тру-кройфист, который открыл Пепа) попросил Лео о поддержке – Месси отказал, хотя явно симпатизировал Лапорту. Даже Пике, который недолюбливает Бартомеу, не выступает против президента, а ограничивается полунамеками.
Правда намеков становится больше и они все более прозрачные. После ничьей с «Наполи» в 1/8 ЛЧ Ракитич и Бускетс почти открыто наехали на руководство:
Ракитич: «Нам не хватает глубины состава, но об этом было известно тем, кто за это отвечает».
Бускетс: «У нас ограниченный состав, нам нужно как-то заново себя открыть».
Поэтому будущее Бартомеу зависит от двух факторов: результатов внутреннего расследования (установит, заказывал ли Бартомеу критику игроков) и результатов «Барсы» в этом сезоне.