Это случилось: Жозеп Бартомеу все-таки ушел. Он подал в отставку вместе со всеми ключевыми менеджерами своей команды и советом директоров.
Официальное объявление прогремело прямо посередине матчей Лиги чемпионов. Его не ожидал никто – особенно после выступления в понедельник. Бартомеу уверял, что никуда не собирается.
Что заставило Бартомеу уйти?
Исключительно сильнейшее давление болельщиков. На всякий случай напомним, что они могут уволить президента, сделав всего два шага: первый – собрать подписи 15% сосьос, чтобы созвать референдум, второй – на этом гигантском голосовании (для 150 000 человек) две трети сосьос должны выразить вотум недоверия.
Первый шаг болельщики сделали – подписи собрали с запасом. «Барселона» была обязана организовать референдум – и вот тут-то и возникли проблемы. По всем неофициальным предположениям, Бартомеу категорически не хотел оказаться изгнанным болельщиками клуба и всячески затягивал все формальные процедуры.
В итоге власти Каталонии дали добро на масштабное голосование в конце этой недели (1-2 ноября) на «Камп Ноу». Бартомеу не согласился: он напирал на то, что средний возраст сосьос – 58 лет, а старше 60 аж 40 000 зарегистрированных болельщиков – им опасно ехать на стадион в условиях второй волны коронавируса. Бартомеу предлагал проголосовать 15-16 ноября на 21 участке (13 в Каталонии, 8 – в других частях Испании), но Женералитет Каталонии отказался.
«Мы были вынуждены выбирать между здоровьем наших сосьос и их правом проголосовать. Поэтому мы решили не организовывать это голосование и немедленно уйти в отставку», – сказал Бартомеу.
Уходу по воле сосьос в конце недели Бартомеу предпочел увольнение по собственному желанию.
Война с Месси, игровой кризис (12-е место в Ла Лиге!), свежее критическое интервью Пике – все это ускорило уход Бартомеу и его совета. Но президент не ушел буднично: «Могу сообщить вам кое-какие необычные новости. Вчера мы приняли приглашение в будущую европейскую Суперлигу, которая гарантирует клубу финансовую устойчивость. И мы приняли будущий формат клубного чемпионата мира».
Что дальше?
В уставе «Барселоны» четко прописаны все процедуры. Они помогли убрать Бартомеу – они же регулируют период безвластия.
Итак:
• Уход совета директоров активирует статью 35.4 – власть в клубе отходит Управляющей комиссии – это коллективный орган.
• Председателем комиссии становится глава Экономической комиссии клуба. Знакомьтесь, Карлес Тускетс – новый временный босс «Барселоны». Он не входил в состав ушедшего совета директоров.
• В Управляющей комиссии будут работать 7 человек: кто-то из прежнего собрания и других независимых комиссий. В совете директоров заседали 14 менеджеров, а регламент обязывает наполнить новый руководящий орган хотя бы на 50% от прежнего состава.
• В ближайшее время управленческая комиссия будет выполнять функции совета директоров. Основная ее задача – в течение трех месяцев организовать выборы нового президента.
Кто фаворит на выборах?
Среди кандидатов – запустивший всю движуху по свержению Бартомеу Жорди Фарре, экс-президент клуба Жоан Лапорта, постоянный критик Бартомеу Виктор Фонт, а также Тони Фрейша и Ксавье Вилахоана.
«Я бы вложил все свои деньги в Фонта», – сообщил The Athletic на прошлой неделе источник, близкий к руководству.
Битва за власть в «Барселоне» – это микс «Карточного домика» и «Игры престолов», ее детали и президентский план Фонта читайте в тексте Дениса Смирнова.
Что известно о временном руководителе «Барселоны»?
Тускетс пришел в клуб еще при многолетнем президенте клуба Хосепе Луисе Нуньесе (1978-2000). Он был самым молодым менеджером высшего звена (27 лет) и отвечал за коммерцию.
У Тускетса больше 40 лет работы в финансовом секторе – сейчас он управляет собственной компанией Trea Capital (корпоративные финансы – стратегическая помощь разным бизнесам, инвестиционная активность) и работает вице-президентом Европейской ассоциации финансового планирования и Испанской ассоциации инвестиционных и пенсионных фондов. Прежде у него были бизнес-проекты в энергетике, недвижимости и сфере услуг.
А что про Суперлигу?
Во-первых, никто ничего не знает. Sky Sports, который на прошлой неделе первым рассказал о планах «МЮ», «Ливерпуля» и «Реала», писал про желание топ-клубов открыть новый турнир уже в 2022 году. Но проблема в том, что УЕФА уже продает медиаправа на нынешнюю Лигу чемпионов вплоть до 2024 года – и все значимые изменения раньше обсуждались в контексте этой даты. О ней говорил и босс «Ювентуса» Андреа Аньелли, который в 2019 году был главным публичным пропагандистом новой лиги. Стартовать в Суперлиге быстро не получится.
Во-вторых, пока и ФИФА, и УЕФА, и другие руководители максимально дистанцировались от всех конкретных вопросов о Суперлиге – и Бартомеу фактически подставил под удар всех бывших коллег, которые теперь не смогут делать вид, что ничего не происходит. А никто не любит проворачивать глобальные реформы на виду – заявление Бартомеу усложнит переговоры и напряжет инициаторов.
В-третьих, скорее всего, Бартомеу сделал это заявление, чтобы обезопасить себя от упреков в финансовой слабости «Барселоны» после его ухода. Сезон-2019/20 «Барса» официально закончила с убытком в 97 миллионов евро, долги только растут, проект реконструкции «Камп Ноу» двигается не как хотелось (и это на фоне ударного обновления «Сантьяго Бернабеу») – и неслучайно при упоминании Суперлиги Бартомеу пообещал финансовую стабильность. Других поводов похвалиться и пообещать хорошее у него не было, а новый таинственный проект становится точкой и знаком «Смотрите, я ничего не разрушил».