В 1984 году в испанском поселке Фуэнтеальбилья родились всего шесть мальчиков. Один теперь автомеханик, второй чинит мотоциклы, третий стал водопроводчиком, а Андрес, друживший вообще со всеми, в 12 лет собрал чемоданы и укатил в Барселону. В этой истории не было удивительного драматизма: Иньеста не мечтал вырваться из родного поселка, никогда не срывал голос за просмотром матчей «Барселоны» и не прыгал при получении конверта из Каталонии.
Когда прилетело приглашение в Ла Масию, Иньеста не хотел никуда ехать. Он сухо сказал родителям, что останется дома, и тогда в дело вступил удивленный отец. Он целую неделю объяснял сыну, почему отказываться от такого варианта – страшная ошибка и даже трусость. «Я не хотел уезжать надолго и далеко, – впоследствии вспоминал Иньеста. – Но я прекрасно знаю, что когда отец на чем-то так настаивает, он точно прав. Он заставил меня смотреть на это приглашение как на вызов».
В первый день из Фуэнтеальбильи в Барселону выдвинулась целая толпа: мама, папа, дедушка и сам Иньеста. Семья поехала в качестве группы поддержки и базировалась в гостинице, а Андрес ворочался в здании академии. Он не мог уснуть и до сих пор называет ту ночь худшей в жизни. Примерно те же эмоции испытывал и отец: «Я думал, что умру. Мне не хватало воздуха в комнате, я страшно беспокоился: как же так, он теперь один. Пришлось смириться».
«Первые месяцы были худшими в моей жизни, поначалу я даже плакал, когда приезжал домой на выходные, – признавался Иньеста. – Но потом перестал переживать, потому что наконец осознал мотивацию: нельзя ошибиться, нельзя подвести семью, надо идти до конца, раз решил стать футболистом».
В конце нулевых в испанском интернете была популярна конспирологическая теория о том, что на самом деле Иньеста в детстве обожал мадридский «Реал» (как подавляющее большинство жителей родного поселка) и якобы именно поэтому он не хотел уезжать в Барселону. Все это было опровергнуто.
Карьера Андреса в Ла Масии развивалась практически идеально. Уже в 16 лет его подпустили к основному составу, и он был так хорош, что Хосеп Гвардиола даже шепнул Хави: «Ты заменишь меня, а вот этот парень заменит нас всех».
Почти так все было и на самом деле.
Что он значит для Альбасете
Иньесту можно назвать главным послом провинции Альбасете в современном испанском спорте или даже во всей испанской культуре.
После очередного выигранного требла Андрес прокричал в камеру: «Вперед, Барса! Вперед, Каталония! Вперед, Фуэнтеальбилья!». Наверное, впервые в истории название этого маленького поселка с 2000 жителей так яростно вбивали в гугл. Один из местных чиновников Хуан Рамон Пардо позже сказал, что кому-то такая реклама может стоить несколько миллионов евро, а ему обошлась бесплатно: «Для нас это бесценное внимание».
Из-за Иньесты в поселке действительно появились туристы в футболках «Барселоны». Несколько лет назад на улице установили бронзовый памятник Иньесте – как автору победного гола ЧМ-2010 и просто самому великому человеку, родившемуся здесь. Бар, который более 40 лет назад открыл дед Андреса, переоборудован в приличный маленький музей, его бережно обслуживают дедушка и бабушка.
Вся провинция Альбасете влюбилась в Иньесту в 2008 году, когда он помог местной школе купить рояль. Перед Евро Андрес подарил родной команде мяч с автографами игроков сборной, и руководители хотели продать его на аукционе, чтобы собрать необходимые деньги. Узнав об этом, Иньеста попросил оставить мяч в поселке и дал всю сумму на рояль. Теперь на нем учатся играть школьники.
Вы могли не знать, но Иньеста еще и крупнейший акционер клуба третьего испанского дивизиона «Альбасете». В 2011 году он потратил на покупку нескольких тысяч акций 420 тысяч евро, а спустя еще два года спас «Альбасете» от развала, когда дал руководству около 200 000 евро на погашение всех долгов – по зарплатам и разным сделкам. Если бы он не дал эту сумму, «Альбасете» не смог бы продолжить сезон и спустился бы в четвертый дивизион.
При этом Иньеста не скрывает, что давно чувствует себя еще и каталонцем. «Я из Фуэнтеальбильи, но при этом я одновременно считаю себя и испанцем, и каталонцем. Эти ощущения нельзя назвать несовместимыми, тут нет никакого противоречия. Я прожил в Каталонии более 20 лет, здесь живет моя семья».
Вино от Иньесты
Еще до покупки акций «Альбасете», в 2010-м, Иньеста вложил деньги в другой проект в родной провинции – винодельню La Bodega, которая расположена прямо в Фуэнтеальбилье и контролируется его отцом Хосе Антонио. Винодельня производит около 700 тысяч бутылок белого, красного, розового и игристого вина в год. По магазинам они расходятся под марками разного ценового сегмента: Finca el Carril – от 30 евро, Corazon Loco – от 5.
Как отмечают сотрудники винодельни, ее развитию способствуют выгодные географические и климатические особенности: близость долин двух рек и глинистые почвы, малый объем осадков, много солнечного света.
«Вопреки тому, что думают и говорят люди со стороны, у нас не огромный завод, а семейная винодельня. Семья Иньесты давно мечтала заниматься вином», – отмечал Карлос Феранденс, занимающийся распространением вина Андреса.
Несмотря на положительный образ и известность Иньесты, вино пока не приносит никаких денег. В 2014 и 2015 годах компания декларировала убытки в размере 380 тысяч евро. Однако Иньеста не собирается бросать семейный бизнес – во-первых, он знал, что выход на самоокупаемость будет долгим, во-вторых, для него это чисто семейная история.
«Мне очень приятно заниматься этим на родной земле, там, где создавалась моя семья. Это очень приятное чувство».