За текущий сезон Луис Энрике пережил всю гамму отношений с болельщиками. Еще в январе Лучо не костерили и не третировали только самые ленивые фанаты Барселоны. Тренерское кресло под наставником зашаталось уже основательно. Команда не верила в идеи астурийского специалиста, а инициатором заговора был сам Лео Месси. Новички не могли вписаться в игровой рисунок, Луис Суарес уже мог выходить на поле, но еще не забивал, и на фоне монструозного Мадрида у сине-гранатовых было мало шансов на успех.
Спустя пять месяцев Барса, завоевав два трофея, идет на требл, чего не случалось с клубом со времен Хосепа Гвардиолы. Луис Энрике, проведший большую часть кампании в сомнениях, начал делать разницу. Его команда стала играть в привлекательный футбол, который приятен не только каталонским инчас, но и дает результат. Существует мнение, согласно которому игра блауграны нравится среднестатистическому болельщику больше, чем тики-така Пеп Тим.
Нашел общий язык с Лео Месси
Известный факт: чтобы новому энтренадору добиться успеха с Барселоной, не хватит одних лишь революционных идей. Для этого необходимо заручиться поддержкой лучшего игрока в истории клуба. Приход Луиса Энрике на тренерский мостик Месси с оптимизмом не встретил, но пик кипения в их отношениях пришелся на январь. Кулес, проиграв Сосьедаду на Аноэте, на следующий день проводили открытую тренировку, на которую Эль Лео, сославшись на гастроэнтерит, не явился. Поступок аргентинского мага взбесил нового наставника, впрочем, санкций все равно никаких не последовало.
На Камп Ноу существует неписаное правило: у человека, попавшего в немилость к Месси, есть два варианта – либо уйти, либо разобраться в возникшем конфликте. Испанская пресса, одно время писавшая об увольнении Лучо, быстро успокоилась: как раз в то время состоялась тайная встреча главных действующих лиц клуба. Бартомеу, стремящемуся остаться на следующий президентский срок, ничего не оставалось, только как помирить обидчиков и хотя бы ради общего блага объединиться. Больше про неурядицы тренера и игрока не упоминалось.
Добился большой пользы от пришедших игроков
Прошлое лето для каталонского гранда обязано было стать решающим. Как известно, над клубом все еще довлеет трансферное эмбарго, поэтому во избежание кадровых проблем генеральный директорат во главе с Андони Субисарретой обязан был планировать наперед и приобретать качественных исполнителей. Самой проблемной позицией для команды считалась центральная ось обороны, где, кроме Жерара Пике, молодого Марка Бартры и номинального опорника Хавьера Маскерано, не было вообще никого. В шорт-листе сине-гранатовых находились Матс Хуммельс, Тиаго Силва, Маркиньос – но баскский управленец решил взять не качеством, а количеством, заплатив более 35 миллионов евро за травматичного Томаса Вермалена и возрастного Жереми Матье. На остальные позиции пришли признанные мастера своего дела: Иван Ракитич и Луис Суарес.
Тогда довольно интересно было наблюдать за происходящим в лагере каталонцев. Команда не могла начать стабильно показывать высокий уровень игры и добиваться положительных результатов: Луис Суарес, вдоволь натренировавшись, начал часто появляться на поле, но с забитыми голами ему откровенно не везло; Вермален вылетел до конца сезона; Матье лишь изредка напоминал себя времен Валенсии; Ракитич не понимал, как ему заменить Фабрегаса; Месси конфликтовал с тренером, а гендиректор был отправлен в отставку.
К решающему отрезку сезона Луис Энрике поработал над каждой проблемной позицией. Дани Алвес стал показывать свой лучший в карьере футбол, Матье забивал в Класико и добавлял команде больше вариантов в защите, Ракитич за несколько месяцев сделал больше, чем Сеск за год, Суарес стал почти в каждой встрече ассистировать и забивать, переживший адаптацию Неймар засиял новыми красками, а Месси после сезона поедания пиццы стал просто самим собой. Да что там – наконец дебютировал Вермален, в активе у которого один матч и два трофея.
Определил идеальное место для Луиса Суареса
Как ни крути, но приезд в Барселону Луиса Суареса рассматривался под особым углом. Опальный нападающий, иногда кусающий своих соперников, из-за дисквалификации ФИФА не мог помочь новому коллективу на протяжении нескольких месяцев. Более того, дебют на Сантьяго Бернабеу, несмотря на результативную передачу на Неймара, оставил неоднозначное впечатление. Дело в том, что Луис Энрике, руководствуясь работой предыдущих тренеров, продолжал ставить Месси в центр нападения, но как раз на этой позиции зажигал уругвайский форвард в Ливерпуле.
И до Нового года Лучо этой проблеме не мог подобрать оптимальное решение. Суарес, преимущественно появлявшийся на позиции правого нападающего, партнерам мог помогать только отличаться, сам забивая исключительно по праздникам. Тренеру с этим нужно было что-то делать, и в одном из матчей помощь пришла оттуда, откуда ее совсем не ждали. «Помню, что в очередном туре Примеры я сместился на позицию центрального нападающего, — признается Суарес. – Это происходило в игре, где я начинал в качестве правого вингера. Лео посмотрел на меня и сказал: «Останься там». Тогда-то наставник и заметил, что при такой расстановке команда стала проявлять себя лучше».
Мозговой центр перенес в нападение
Когда главным тренером Барселоны стал Хосеп Гвардиола, он сразу обозначил свои приоритеты: ставка делалась на тотальное владение и доминирование на протяжении всего матча. Пеп действительно стал революционером в плане введения сумасшедшего прессинга, в результате которого соперник владеет только около 25% игрового времени. Да, имея в своем распоряжении признанных мастеров обращения с мячом (Хави, Иньеста, Бускетс, Месси), тяжело играть как-то по-другому. Пеп Тим характеризовалась сильнейшим центром поля во всей Европе, где от готовности главных исполнителей зависел общий успех. Мозговой центр был именно в средней линии, где Хави и Иньеста солировали в унисон.
Барса Тата Мартино играла, честно говоря, во что-то не понятное ни публике, ни самим футболистам, поэтому неудивительно, что неожиданный проект с аргентинцем потерпел крах. Луису Энрике понадобилось немало времени и тренировок, чтобы переформатировать понимание своих подопечных и избавиться от навязчивой идеи контролировать мяч все девяносто минут. Нет, каталонцы все так же рады держать мяч хоть на протяжении всего матча, но теперь контроль над ним – не самоцель и не панацея. Сейчас центр поля состоит из великолепного Бускетса, прогрессирующего Ракитича и сдающего Иньесты, но они уже не главные лица командной игры и выдающихся результатов.
Добился максимального эффекта от трио MSN
Главными героями прекрасно поставленной игры Барселоны считаются трое южноамериканских форварда. То, что делают со своими соперниками Месси, Суарес и Неймар, обычными словами не опишешь. Иногда складывается ощущение, что вообще неважно, кто у команды занимает остальные восемь позиций. В общем, говоря простым и саркастическим языком, можно сказать: если тактика у Реала сводится к забросам на Криштиану Роналду, то в стане сине-гранатовых забрасывать мячи можно просто вперед, а трио MSN что-то придумает и уж точно в одиночку выиграет любой отдельно взятый матч.
Благодаря дублю Месси и голу Неймара в ворота Атлетика в финале Кубка Испании, каталонское трио стало самым забивным за всю историю испанского футбола (в активе MSN 120 голов). Предыдущее достижение в 118 результативных ударов принадлежало мадридской атаке, где солировал Роналду, а Гонсало Игуаин и Карим Бензема были в подыгрыше.
Придал защитной линии организованности
«Нападение – лучшая форма атаки», — сакральную фразу великого полководца Александра Македонского можно с успехом применить в наше время. Безусловно, при тотальном доминировании, когда Барселона Гвардиолы включала максимальные скорости, забить ей удавалось лишь избранным. Чтобы поразить ворота Виктора Вальдеса, наставники соперников ночами просиживали за анализом видео, но претворить все задумки в жизнь практически не выходило. При таком раскладе, когда твоя команда атакует восемьдесят минут игрового времени, не пропускать не составляет какого-то особенного труда.
Но когда от сумасшедшего контроля коллектив Луиса Энрике больше не зависит, сделать это на порядок сложнее. Теперь надо думать не только о том, сколько забить, но и о том, чтобы просто не пропустить. У Барселоны в чемпионате Испании текущего сезона набралось аж 23 матча «на ноль», и заслуга тут не только Клаудио Браво (хотя его вклад тоже существенный). Лучо серьезно поработал над слаженностью защитных построений, где последние несколько лет Пике, Маскерано и Дани Алвес частенько давали концерты. В итоге команда пропустила всего 21 гол, что в новом столетии случалось лишь раз – как раз когда отвечал за оборону Гвардиола.
Добился прогресса в работе со стандартными положениями
Когда в столице Каталонии балом правил Хосеп Гвардиола, все знали, что его Барселона не умеет играть при розыгрышах стандартных положений. Отчасти это объясняется тем, что в команде собрано большинство футболистов низкого роста. Серьезными антропометрическими данными обладали только Жерар Пике, Серхио Бускетс и Карлес Пуйоль, поэтому вполне логично было, что Пеп делал ставку на голы со штрафных в последнюю очередь. Да, время от времени от этого страдала его команда, но в историю она войдет все равно в другом качестве.
Текущая темпорада показала, что работать над прогрессом при стандартах можно и даже нужно. Барса серьезно прибавила в этом компоненте, и теперь переиграть ее на «втором этаже» кажется такой же сложной задачей, как убить Рагнара Лодброка. В подтверждение этому можно вспомнить решающие голы Матье в ворота Сельты и Мадрида, когда именно его подключения, по большому счету, сделали возможным успех в Примере. Однако несправедливо было бы все почести воздавать одному лишь Луису Энрике. Большая заслуга в этом принадлежит Хуану Карлосу Унсуэ, первому помощнику и автору всех хитросплетенных розыгрышей штрафных как у своих ворот, так и у чужих.
К финишу сезона подвел команду свежей
Без функционального спада команда пройти весь сезон просто не сможет. Даже физически сильная Барселона Гвардиолы иногда не могла из себя выжать максимум. Ярчайшим примером служит Мадрид образца этого года, когда Карло Анчелотти и Ко добыли двадцать одну победу подряд, но, войдя в функциональную яму во время зимнего перерыва, выйти из нее, по сути, так и не смогли до финиша темпорады.
Полностью противоположная картина наблюдается у команды Луиса Энрике. Барса начисто провалила первую половину сезона, и отчасти это объясняется отголосками бразильского мундиаля и постоянным тасованием стартового состава. Астурийский специалист долго не мог выбрать основных исполнителей, выставляя на каждый матч разное сочетание игроков. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что решение Лучо носило судьбоносный характер. Команда примерно с февраля начала показывать просто заоблачный уровень игры и самоотдачи – а все из-за частой ротации состава в начале сезона.
Позволил Хави уйти победителем
Еще прошлым летом судьба Хави на Камп Ноу была окутана тайной. Игрок, вместе со своими партнерами проваливший чемпионат мира в Бразилии, на предсезонную подготовку приехал не в лучших физических кондициях и уже даже подумывал завершить выступления за родной клуб. Правда, недавно 35-летний футболист все же признался, что на решение продолжать выступления под эмблемой Барселоны повлиял именно Луис Энрике.
Конечно, Лучо понимал, чем грозит, когда за один сезон командную раздевалку покидают Виктор Вальдес, Карлес Пуйоль и Хави. Во избежание потенциальных проблем тренер решил оставить человека на сезон, в котором есть ДНК Барсы. К тому же было бы как-то неправильно покидать родные пенаты при тотальном фиаско на всех фронтах. У Хави с Энрике было джентльменское соглашение, согласно которому игрок будет учить новоприбывших клубным ценностям и получать частые выходы на замену, а тренер даст ему возможность уйти победителем.
Предоставил возможность дебютировать Муниру и Сандро
Луис Энрике, возглавлявший филиал Барселоны три года, как никто другой знает, что значит для молодых футболистов настоящее доверие тренера. Существует хорошая традиция в футболе, когда на предсезонную подготовку с главной командой отправляются несколько лучших выходцев из клубной академии. Отношение к Ла Масии всегда было прекрасное, поэтому новый наставник никак не мог проигнорировать главных звезд Мини-Барсы. Из-за четырехмесячного бана Луиса Суареса, продажи Алексиса Санчеса и невнятной формы Педро Лучо решил сделать ставку на Мунира Эль Хаддади и Сандро Рамиреса.
Более того, на тренировках Энрике так был впечатлен работоспособностью молодых исполнителей, что включал Мунира и Сандро в заявку едва не на каждый матч Примеры. Нападающие даже забивали, чем, естественно, вызвали всеобщий восторг и восхищение публики. Вскоре форвард с марокканскими корнями был вызван Висенте дель Боске под знамена сборной Испании, и, хотя дебют был лишь чистой формальностью, факт прогресса нельзя было не заметить. Впрочем, вторая половина сезона вышла смазанной: места для Эль Хаддади и Рамиреса во взрослой команде Барсы больше не находилось, а младшие Кулес и вовсе вылетели в третий испанский дивизион.