Обмен Артура на Миралема Пьянича, который готовят «Барса» и «Юве», наверняка многих удивляет. Чисто футбольные детали еще обсудим, если все состоится, а пока об удивительной экономике этой сделки.
Оказывается, такой обмен почти равноценных активов будет очень выгодным и для «Барселоны», и для «Ювентуса». Артур стоит 70 миллионов, Пьянич – 60, но с точки зрения финансовой отчетности ценность трансфера – около 50 миллионов евро для обоих клубов.
Как это вообще возможно?
Ведущий твиттера Swiss Ramble Киран О’Коннор объяснил, следите за мыслью:
• В основе бухгалтерская деталь: сумму покупки распределяют ровным слоем в соответствии с длительностью контракта, она не давит на бюджет моментально, а вот прибыль от продажи в документах фиксируют сразу целиком – она влияет на ближайший финансовый отчет, улучшает текущие показатели.
• Конкретный пример Артура и «Барсы»: два года назад его купили за 30 миллионов евро и подписали 6-летний контракт – соответственно год игры бразильца в «Барсе» стоит 5 миллионов евро (бонусы в этих расчетах не учтены, потому что нет достоверных данных о том, сколько и за что платят). Он отыграл уже на 10, оставшаяся нереализованная по бумагам стоимость – 20 миллионов. Если сейчас продать его за 70, «Барселона» покажет прибыль в 50 миллионов евро.
• Тот же принцип и с контрактом Пьянича: сейчас с точки зрения учета он стоит «Ювентусу» 13 миллионов евро (летом 2016-го подписали на 5 лет за 35 миллионов и переподписали контракт в 2018-м еще на 5 лет – не будем грузить сложными расчетами амортизации, подробности есть по ссылке). Продажа Пьянича сейчас за 70 миллионов – это прибыль 47 миллионов.
Итого при реальной 10-миллионной доплате «Ювентуса» в отчетах намного лучше будут выглядеть оба клуба. Сложно утверждать, что именно это – главная цель и «Юве», и «Барсы», вряд ли они совсем уж не учитывают игровые качества футболистов, но сторонам явно удалось найти способ обернуть все максимально выгодно. Это особенно важно в сезон пандемии, когда многие сопутствующие доходы клубов точно упадут.
Кстати, прошлым летом «Барселона» уже оформляла обмен, где важно было всмотреться в финансовые детали: в «Валенсию» отправили вратаря Силлесена, взяли Нето в запас под тер Штегена, суммы совпали полностью: 35 миллионов в одну сторону, 26 плюс 9 бонусами в другую. Но важнее даты: сообщалось, что «Барселона» провела свою покупку до 30 июня, а продажу оформила уже после в июле – именно с 1 июля начинается новый финансовый год. Так удалось помочь «Валенсии» с отчетом по ФФП за предыдущий сезон, и улучшить разницу в своем следующем, где вкладывались в Гризманна.
Естественно, в медиа такие сделки открыто называют серыми: все законно, но с явным намерением обмануть систему. Пока получается.